Фнс объяснила, как правильно подать возражение на акт налоговой проверки

Возражение на акт налоговой проверки: сроки и форма подачи, процедура рассмотрения

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Почему может возникнуть необходимость в подготовке акта налоговой проверки
  • Какими причинами для возражения можно пренебречь
  • В какой форме и в какие сроки подается возражение на акт налоговой проверки
  • Как налоговая рассматривает возражения на акты проверок

Если ваша компания прошла через контроль ФНС, вы имеете право составить документ под названием возражение на акт налоговой проверки. К сожалению, не многие осведомлены об этом, в результате организации приходится выплачивать штрафы, которые выписали налоговики. В нашей сегодняшней статье разбираемся, как сохранить деньги и не поддаваться панике при проведении ревизии.

Что значит возражение на акт налоговой проверки

ФНС объяснила, как правильно подать возражение на акт налоговой проверки

В каких ситуациях требуется написать возражение? Согласно пункту 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации, контроль за тем, уплачивает ли фирма налоги, может осуществляться разными способами, одним из которых является налоговая проверка.

В статье 87 Налогового кодекса РФ указано, что она бывает 2 типов:

  • выездная проверка (можно скачать образец и пример возражения на акт налоговой проверки выездного типа).
  • камеральная налоговая проверка (образец возражения на акт, составленный по ее итогам, доступен для скачивания).

В пункте 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ указано, что после выездного проверочного мероприятия работник ФНС обязан составить акт с описанием процедуры и результатов. Однако в ходе камеральной ревизии не во всех случаях необходимо составлять акт. Этот документ требуется, если были выявлены какие-либо нарушения или фирма не уплачивает налоги.

Несмотря на то что в акте зафиксирован итог проведенной работы, а также выводы сотрудника ФНС, данный документ является промежуточным, на него можно написать возражение.

Согласно статье 101 Налогового кодекса РФ, акт ревизии, а также прочая документация и данные о проведенном проверочном мероприятии должны быть рассмотрены, только после этого выносится решение, то есть конечный документ по осуществленному контролю.

Подача возражений на акты налоговых проверок возможна потому, что этот документ промежуточный, его предписания не обязательно выполнять.

Он не нарушает права и интересы компании, прошедшей через проверочное мероприятие. По этой причине акт налогового контроля не нужно отдельно обжаловать.

Такую же точку зрения подтвердил и Конституционный Суд в одном из своих решений (Определение от 27.05.2010 № 766-О-О).

Однако та информация, которая содержится в акте, впоследствии используется для того, чтобы вынести решение по проверочному мероприятию. Но у подконтрольного предприятия может быть собственное мнение, которое не обязано совпадать с выводами инспекторов. По этой причине компания либо ее представитель имеет право составить возражение на акт выездной налоговой проверки.

Обратите внимание! К оформленному возражению можно приложить либо предоставить отдельно в заранее оговоренный срок документацию или дубликаты бумаг, которые заверил нотариус, чтобы подтвердить, что ваше несогласие с результатами контроля обоснованно. Это указано в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Акт налоговой проверки после возражения, которое было составлено от имени организации, можно обжаловать, точно так же, как и выводы специалистов ФНС, производящих контроль.

Для большей наглядности рекомендуем изучить нижеследующий образец возражения по акту выездной налоговой проверки.

ФНС объяснила, как правильно подать возражение на акт налоговой проверки

Какие ошибки могут совершить работники ФНС во время проведения проверочного мероприятия:

  • нарушения процессуального типа, когда процедура контроля была произведена неправильно;
  • ошибки, которые связаны с нормами материального права. В этом случае была неправильно истолкована документация, учтены не все документы.

Не важно, на какой тип нарушений указывать при составлении возражения по акту налоговой проверки (НДФЛ ли, другие ли вопросы стали предметом контроля). Если этот документ поступает в ФНС, она должна принять какие-либо меры.

Иногда сотрудники фискальной службы проводят дополнительные контрольные мероприятия и по их итогам составляют дополнение к акту. Если налогоплательщик не согласен с какими-либо его положениями, то он также вправе отстаивать свою точку зрения. В этом случае составляется возражение на дополнение к акту налоговой проверки.

Что не стоит обжаловать с помощью предоставления возражений на акт налоговой проверки

Если составлен акт налоговой проверки, возражение, пример которого мы рассмотрели, можно написать во всех случаях, когда допущенные налоговиками ошибки касаются документации, финансового и бухгалтерского учета, а также налоговых выплат. Однако в некоторых ситуациях, оформляя данный документ, не следует в нем указывать второстепенные нарушения при наличии более важных. Например, когда:

  • нарушены сроки проведения инспекции;
  • протокол был оформлен неточно;
  • есть процессуальные нарушения.

На данные нюансы на этом этапе можно не обращать внимание, бросив все силы на описание сути возражения. То есть их необходимо оставить для судебного разбирательства, чтобы, если это потребуется, можно было признать проверочное мероприятие противозаконным.

Важно! Если возражение будет оформлено правильно, приложена требуемая документация, и вся ваша претензия будет относиться к тому, что процедура проведения ревизии не была соблюдена, то в результате суд может постановить провести дополнительный контроль. В этом случае ФНС может обнаружить другие ошибки и нарушения в работе вашей фирмы.

На что, наоборот, обратить пристальное внимание

ФНС объяснила, как правильно подать возражение на акт налоговой проверки

Прежде чем составлять возражения на акт налоговой проверки (по НДС, налогу на прибыль или прочим вопросам), необходимо подготовить все аргументы и подтверждающую документацию, чтобы доказать, что компания не совершала противозаконных действий. Собранную информацию и документы прикрепляют к возражению. Для этого следует внимательно проверить составленный налоговиками акт, чтобы убедиться в том, что ошибки действительно допущены, и вы сможете подтвердить это.

В ситуации, когда на момент осуществления контроля ФНС у фирмы не было требуемой документации, но она смогла в течение короткого времени ее предоставить либо ликвидировать недочеты в других документах, следует указать это в возражении.

«Виды налоговых систем: разбираемся в нюансах» Подробнее

Только так можно уменьшить величину налога, который будет доначислен, а также исключить санкции в виде штрафов, пени.

В возражении необходимо детально описать свою позицию, привести весомую причину, почему в работе компании были недочеты. При этом желательно ссылаться на Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, вынесенные ранее судебные решения, а также официальные документы вашей фирмы.

Если в возражении правильно обосновать и аргументировать свою позицию, специалистам из ФНС окажется сложно опровергнуть ваши доказательства.

Кроме того, их можно будет использовать, если начнется судебное разбирательство.

Также стоит помнить о том, что в суде допускается оспаривать те нарушения проверки, указанные в возражении, которые вы ранее уже обжаловали в вышестоящей налоговой инспекции.

Первая инстанция для представления возражения по акту налоговой проверки – ФНС, которая провела данное проверочное мероприятие и оформила акт. Не получится отправить данный документ сразу в суд либо в вышестоящий налоговый орган.

Когда сроки подачи возражения на акт налоговой проверки не были соблюдены, допускается высказать свои претензии в то время, когда материалы станут рассматриваться в ФНС. Конечно, больший вес будет иметь документ в письменном виде. Об этом говорится в пункте 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Как написать возражение по акту налоговой проверки? Его составляют в произвольной форме. Однако при этом следует учитывать имеющуюся практику делового документооборота и соблюсти принятые нормы для подобных бумаг.

Например, в возражении должны содержаться следующие данные:

  • название, номер, а также адрес ФНС, проводившей проверку;
  • данные о компании, ее наименование, адрес;
  • № возражения, а также дата, когда оно было оформлено.

Основной блок содержит в себе следующие данные:

  • акт проверочного мероприятия, на который вы оформляете возражение;
  • описание претензии с указанием подтверждающих аргументов и обоснованием позиции фирмы.

В возражении следует указать законодательные акты, на которые вы ссылаетесь. Они должны подтверждать, что процедура контроля была выполнена с ошибками. Также необходимо приложить дополнительные документы, разместив их в приложении.

Также к возражению можно прикрепить дубликаты бумаг, подтверждающих правоту компании.

ФНС объяснила, как правильно подать возражение на акт налоговой проверки

Оформленное возражение должен подписать директор организации либо уполномоченный сотрудник. Во втором случае следует приложить доверенность.

Возражения, представленные на акт налоговых проверок, можно подать в ФНС самостоятельно либо через представителя:

  • отправить в канцелярию ФНС либо в окошко приема документации;
  • послать по почте.

Рекомендуется не отражать в возражении процедурные ошибки налоговиков. К примеру, когда ими не были соблюдены сроки принятия документации либо когда нет доказательной базы. В этом случае госинспекция сможет ликвидировать недочеты. Конечно, данные ошибки помогли бы компании дискредитировать решение по проверке в вышестоящей налоговой инспекции.

Заверять оформленное возражение печатью не нужно. Ведь начиная с 2016 г. компании могут не применять штампы и печати. Исключения составляют те случаи, когда это требуется согласно нормативно-правовым актам организации.

«Схемы оптимизации налогов: как законно снизить налоговое бремя» Подробнее

Документ необходимо сделать в 2 экземплярах: один отправляется в ФНС, другой хранится в компании после того, как налоговики отметят, что приняли бумагу.

Срок написания и подачи возражения на акт налоговой проверки

ФНС объяснила, как правильно подать возражение на акт налоговой проверки

ФНС после проведения проверочного мероприятия (камерального либо выездного характера) выявила несоответствия. Результатом этого непременно будут неприятные последствия для компании – доначисление налогов и пени либо штрафы, а возможно, и то и другое. Однако, прежде чем санкции приобретут законную силу, налоговики должны провести некоторые процедуры, например составить акт налоговой проверки.

Таким образом после проверочного мероприятия, если были обнаружены недочеты, налоговики должны в строго указанный срок оформить акт, описав в нем все обнаруженные несоответствия. То есть акт является главной бумагой, в которой отражены итоговые результаты инспекции.

Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ, этот документ должен быть отправлен компании в течение 5 дней после его оформления.

Сроки составления акта налоговой проверки также регламентированы:

  • по результатам проведения камерального проверочного мероприятия – не позднее десяти суток после завершения. Это указано в пункте 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ;
  • по результатам выездной налоговой проверки – в течение 60 дней с момента, когда была оформлена справка о проверочном мероприятии.

В случае если компания не согласна с результатами проведенного контроля, возражение на акт налоговой проверки можно составить в течение 30 дней, считая со следующего дня после получения документа. Не имеет значения, какого типа проверка выполнялась – камеральная или выездная – возражение на акт проверки предоставляется в едином порядке.

В случае уклонения компании от получения акта налоговики отправят этот документ почтовой пересылкой (заказное письмо). Дата его вручения — 6-ой рабочий день, отсчет начинается с момента отправки документа. Причем не имеет значения, когда фирме в действительности доставят письмо. То, что компания уклоняется от получения документа, должны доказать работники ФНС.

Когда письмо организация получила с опозданием и не смогла вовремя оформить возражение, решение также может быть отменено.

В некоторых ситуациях компания может потребовать у налоговиков предоставить ей возможность изучить результаты проверки. Последние обязаны это требование удовлетворить согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Срок и процедура рассмотрения возражений на акт налоговой проверки

В пункте 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ указывается, что, прежде чем материалы проверки будут рассмотрены, налоговики должны:

  • сообщить, кто будет рассматривать материалы конкретного проверочного мероприятия;
  • зафиксировать, явились ли лица, которых пригласили участвовать в рассмотрении;
  • если участвует законный представитель организации, в отношении которой выполнялась проверка, его полномочия должны быть проверены;
  • сообщить права и обязанности тех, кто участвует в рассмотрении, согласно статьям 21 и 23 Налогового кодекса РФ;
  • если один из участников будет отсутствовать, рассмотрение материалов контроля должно быть перенесено.
Читайте также:  Что такое договор контрактации - образец составления

После того как материалы контроля будут рассмотрены, может быть вынесено одно из заключений:

  • требуется провести дополнительное проверочное мероприятие, об этом говорится в пункте 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ;
  • следует привлечь к ответственности компанию, которая нарушила закон, согласно пункту 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ4;
  • отказать в привлечении к ответственности фирмы (п. 7 ст. 101 Налогового кодекса РФ);
  • привлечь виновных лиц к ответственности за нарушение закона согласно пункту 8 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ;
  • отказать в привлечении лица к ответственности за нарушение налогового законодательства согласно пункту 8 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ.

Что делать, если пропущен срок на подготовку возражений на акт налоговой проверки

Компания имеет право потребовать отложить рассмотрение проверки. Причина может быть в том, что фирме нужно больше времени на подготовку возражения.

Пишем возражения на акт налоговой проверки — образец

Образец возражений на акт налоговой проверки пригодится в том случае, если вы не согласны с позицией, которую сформировали проверяющие. О том, как им правильно возразить, читайте в нашей статье.

  • Акт налоговой проверки и его правовая сущность
  • Возражения на акт налоговой проверки: как составить и подать
  • Где взять образец возражений на акт налоговой проверки
  • Итоги

Акт налоговой проверки и его правовая сущность

Акт налоговой проверки — это документ, который фиксирует результаты проведенной проверки и содержит позицию контролеров по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком.

Акт составляется как при выездных, так и при камеральных проверках. Однако при выездных это происходит всегда, а при камеральных только в том случае, если налоговики выявили нарушения (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ).

Подробнее об акте камеральной проверки читайте в статье «Акт камеральной налоговой проверки — образец», об акте выездной проверки — в материале «Акт выездной налоговой проверки — образец и особенности».

Отметим, что акт не является итоговым документом.

Он информирует налогоплательщика о предварительных выводах налоговиков, но не содержит каких-либо требований к нему и не порождает правовых последствий — а значит, не может быть обжалован в вышестоящем налоговом органе или суде (см.

определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О). Итоговым документом выступает решение, принимаемое в ходе рассмотрения материалов проверки, к которым относится в том числе и акт.

Об обжаловании «проверочного» решения читайте в статье «Порядок действий налогоплательщика, если он не согласен с решением о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности по итогам проверки».

На случай несогласия налогоплательщика с мнением проверяющих, изложенным в акте, НК РФ предусматривает возможность подачи возражений на него (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Возражения на акт налоговой проверки: как составить и подать

Посредством подачи возражений налогоплательщик может выразить свое несогласие:

  • с фактами, изложенными в акте налоговой проверки,
  • выводами и предложениями проверяющих.

На подачу возражений НК РФ отводит 1 месяц. Срок начинает исчисляться со дня получения налогоплательщиком акта проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

ФНС объяснила, как правильно подать возражение на акт налоговой проверки

Возразить можно на акт в целом или на его отдельные положения. Все возражения необходимо подкреплять ссылками на нормы законодательства. Кроме того, к возражениям нужно приложить копии документов, подтверждающих обоснованность возражений.

Заметим, что подача таких документов — право, а не обязанность, однако прилагать их стоит всегда. Возражения войдут в материалы проверки и будут изучены и учтены в ходе рассмотрения этих материалов. Наличие подтверждающих документов при этом, как правило, позволяет снять лишние вопросы.

Где взять образец возражений на акт налоговой проверки

Специального бланка для возражений на акт налоговой проверки не предусмотрено, поэтому составляются они в свободной форме. Их образцы можно найти в справочно-правовых системах, а также на нашем сайте.

Образец возражений на акт камералки ищите в материале «Возражения на акт камеральной налоговой проверки — образец», на акт выездной проверки — в материале «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

Возражение оформите в 2 экземплярах: первый отправьте в инспекцию, второй оставьте у себя.

Отправлять лучше заказным или ценным письмом с уведомлением и описью вложений – так у вас будет доказательство того, когда и что было отправлено вами и получено налоговиками.

Так контролеры не смогут обвинить вас в несвоевременной подаче возражений и сделать вид, что не видели подтверждающие документы, приложенные к возражениям.

Возражения и документы под опись также можно подать в ИФНС лично или через представителя.

Если же вы не подали письменные возражения и не согласны с принятым налоговиками решением по результатам налоговой проверки, у вас есть возможность в устной форме пояснить свою позицию. Сделайте это во время рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Итоги

Возражения на акт налоговой проверки оформите в произвольном виде – специальной формы для них не предусмотрено. В этом документе аргументировано изложите, с чем вы не согласны, со ссылками на нормы законодательства, разъяснения Минфина и ФНС, подкрепите свои выводы решениями судов. Приложите подтверждающие документы.

На оформление возражений у вас есть 1 месяц с момента получения акта проверки. Если вы вовремя  этого не сделали, у вас остается право в устной форме пояснить свою позицию при рассмотрении материалов налоговой проверки в инспекции.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Возражения налогоплательщика на акт налоговой проверки: общие правила составления

01.10.2019

ФНС объяснила, как правильно подать возражение на акт налоговой проверкиАлександр Жигачев,

к. ю. н., налоговый юрист, доцент ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

Из п. 1 ст. 100 НК РФ следует, что по результатам выездной налоговой проверки должностными лицами налоговых органов в обязательном порядке должен быть составлен акт налоговой проверки. По результатам же камеральной налоговой проверки акт составляется не всегда, а только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

Налоговые проверки — одна из важнейших форм налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ).

При этом налоговые органы проводят в отношении налогоплательщиков налоговые проверки двух видов (ст. 87 НК РФ):

  • камеральные налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Акт налоговой проверки, хотя он и фиксирует результаты проведенных проверочных мероприятий и выводы проверяющих, является всего лишь промежуточным документом. Акт налоговой проверки, наряду с другими документами и информацией, участвует при рассмотрении материалов налоговой проверки и вынесении решения (ст. 101 НК РФ). А вот уже решение является итоговым документом по налоговой проверке.

Соответственно, акт налоговой проверки, в силу своего промежуточного статуса, не может содержать обязательных (императивных) предписаний и сам по себе не может нарушать права и интересы налогоплательщика.

Именно поэтому акт налоговой проверки отдельно обжаловать нельзя. Это подтвердил и Конституционный Суд РФ в одном из своих решений (Определение от 27.05.2010 № 766-О-О).

Тем не менее зафиксированные в акте налоговой проверки факты, результаты и выводы являются важнейшей предпосылкой для вынесения решения по налоговой проверке. На этом этапе важно выяснить и позицию второй стороны.

Поэтому лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), наделяется правом представить письменные возражения по акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям.

При этом предусматривается также возможность приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Возражения по акту налоговой проверки — это своего рода встречный, «контратакующий» документ.

Цель таких возражений — повлиять на итоговое решение по налоговой проверке.

Алгоритм представления возражений на акт налоговой проверки является единым для выездных и камеральных налоговых проверок, регулируется немногочисленными процедурными нормами НК РФ и на первый взгляд выглядит относительно простым. Но на практике это далеко не всегда так, и нередко некоторые спорные аспекты и неясности все же возникают.

В настоящей статье мы рассмотрим некоторые вопросы составления и представления налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки.

Материал статьи применим и к плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов, налоговым агентам. А вот консолидированные группы налогоплательщиков мы оставим за рамками статьи.

  • Обязательно ли возражать на акт налоговой проверки или может быть иногда стоит «попридержать» свои аргументы для вышестоящего налогового органа и (или) суда?
  • Начнем с того, что представление возражений на акт налоговой проверки — это право налогоплательщика.
  • Как показывает практика, если налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа по налоговой проверке и при этом готов настойчиво отстаивать свою позицию, налоговый спор крайне редко заканчивается на стадии вынесения решения по результатам налоговой проверки.

Как правило, такие налоговые споры продолжаются на стадии обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган и далее — в суд. В связи с этим возникают вопросы по тактике и стратегии защиты: на какой стадии налогового спора налогоплательщику следует раскрывать все «карты»?

Могут ли возникнуть неблагоприятные для налогоплательщика последствия, если он раскроет те или иные свои контраргументы слишком рано или, напротив, — на поздних стадиях налогового спора?

На эти вопросы нет однозначного ответа. Все зависит от конкретных обстоятельств налогового спора и от того, о каких контраргументах налогоплательщика идет речь.

Но для ориентира попробуем выделить несколько ситуаций (в них мы рассматриваем контраргументы и документы, которые в принципе имеются у налогоплательщика на момент представления возражений; понятно, что если они появляются поз- же, то вопросы отпадают сами собой).

  1. Контраргументы налогоплательщика основаны исключительно на альтернативном (отличном от позиции налогового органа) толковании норм налогового законодательства.

    Иными словами, налогоплательщик спорит не о вопросах факта (конкретные обстоятельства хозяйственной деятельности, события, действия, те или иные числовые либо натуральные показатели и т. д.), а о вопросах права (как толковать и применять ту или иную норму законодательства в конкретной ситуации).

    Как правило, нет ничего плохого, если такие контраргументы налогоплательщик полностью раскроет уже на этапе представления возражений на акт налоговой проверки (в т. ч. со ссылкой на судебную практику, разъяснения налоговых и (или) финансовых органов, подтверждающие позицию налогоплательщика). Это сразу продемонстрирует «подкованность» и серьезность намерений налогоплательщика.

    Но, нужно понимать, что если позиция налогового органа о толковании и применении налоговой нормы имеет «изъян» в анализе и исследовании самой ситуации (например, налоговый орган запросил не все документы, не все объекты осмотрел или не всех лиц опросил), то, получив такие контраргументы от налогоплательщика при возражении на акт налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.п.1, 6, 6.1 ст. 101 НК РФ) с целью как раз устранения этого «изъяна», а уже затем вынести итоговое решение по налоговой проверке.

    В таких случаях, возможно, стратегически более правильным для налогоплательщика будет не раскрывать раньше времени свои контраргументы, чтобы не подталкивать налоговый орган к исправлению «изъянов» в налоговой проверке (после вынесения решения по итогам налоговой проверки возможности налогового органа по выяснению и надлежащей фиксации дополнительных обстоятельств значительно снижаются). В любом случае ни вышестоящий налоговый орган, ни суд не откажутся принимать такие контраргументы на последующих стадиях налогового спора.

  2. При определении размера недоимки и (или) пеней, штрафов налоговый орган допустил ошибки в расчетах.

    Контраргументы по этому поводу однозначно следует отразить в возражениях на акт налоговой проверки. Такие контраргументы уж точно не следует прятать. Но если все-таки по каким-то причинам налогоплательщик не отразил такие контраргументы в возражениях на акт налоговой проверки, ни вышестоящий налоговый орган, ни суд не откажутся принимать их на последующих стадиях налогового спора.

  3. При проведении в ходе налоговой проверки тех или иных мероприятий либо при ином получении доказательств налоговым органом допущены процедурные (формальные) нарушения.

    Об этом точно не стоит упоминать в возражениях на акт налоговой проверки.

    На этом этапе такие замечания вряд ли приведут к положительному для налогоплательщика результату, а вот «попасть» на дополнительные мероприятия налогового контроля (п.п.1, 6, 6.1 ст. 101 НК РФ), при которых налоговый орган попытается исправить свои ошибки или подстраховать свои выводы с помощью «чисто» полученных дополнительных доказательств, — вполне возможно.

    Такие замечания налогоплательщика будут значительно весомее и ценней на последующих стадиях налогового спора — при обжаловании решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе или в суде.

  4. Контраргументы налогоплательщика основаны на документах, которые налоговый орган не истребовал, и налогоплательщик не предоставлял при проведении налоговой проверки.

    Здесь, с одной стороны, у налогоплательщика тоже может возникнуть соблазн не «раскрываться» раньше времени, чтобы опять же не провоцировать налоговый орган на дополнительные мероприятия налогового контроля в поисках дополнительных «перевешивающих» доказательств.

Читайте также:  Как подать возражение на административное исковое заявление

Возражения на акт налоговой проверки подаём правильно

Наверняка каждый налогоплательщик в процессе своей предпринимательской деятельности столкнулся с налоговыми проверками. И не всегда данные проверки проходят для них гладко.

При этом часто налогоплательщики, и, скажем, не без оснований, не согласны с выводами, изложенными в материалах налоговых проверок. Налоговым законодательством предусмотрена ещё до вынесения решения, на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, возможность оспорить выводы налоговиков.

Для таких случаев ФНС России выпустила методичку по подаче возражений. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

Порядок подачи возражений на акты налоговых проверок регламентирован

Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, (его представитель) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, (его представитель) вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Возражения — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки[1], результатами дополнительных мероприятий налогового контроля[2] или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях[3]. При явке на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.

ФНС России в своём письме подробно изложила порядок  подачи возражений на акты налоговых проверок (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»). Рассмотрим основные моменты данной инструкции.

Сроки,  в которые представляются возражения

Возражения представляются в налоговый орган в течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:

  • в акте налоговой проверки[4];
  • в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях[5].

При этом если налогоплательщик не согласен с актом только в части, то можно  представить письменные возражения по указанному акту не в целом, а только по его отдельным положениям, с которыми не согласен налогоплательщик.

А вот если у налогоплательщика проводились дополнительные мероприятия налогового контроля, он также имеет право  представить письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или части, но  возражения представляются в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля[6].

Каким образом представляются возражения?

Налогоплательщики могут представлять возражения следующим образом:

  • в канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа;
  • по почте.

Это может делать налогоплательщик лично и (или) через представителя.

Кто может подавать возражения?

Возражения в налоговый орган могут представлять:

  • представители организации по закону или на основании учредительных документов[7];
  • представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством[8].

Уполномоченные представители:

  • это представители, действующие на основании доверенности[9].

Как подать возражения на акты налоговых проверок?

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих возражения необходимо направить в адрес налогового органа, составившего акт.

Узнать номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно с помощью сервиса «Адрес и платёжные реквизиты Вашей инспекции».

Законные представители:

  • это представители организации, действующие по закону или на основании учредительных документов[10];
  • это представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством[11].

Уполномоченные представители:

  • это представители, действующие на основании доверенности[12].

Процедура рассмотрения возражений

  • Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка[13].
  • Перед тем как начать рассмотрение материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа проверяет явку лица, в отношении которого составлен акт.
  • В случае явки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия).
  • В случае неявки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
  • Если лицо, в отношении которого рассматриваются материалы налоговой проверки, было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, то:
  • в случае если присутствие лица признано обязательным, принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • в случае если присутствие лица не признано обязательным, принимается решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица.
  1. В случае выяснения, что  лицо, в отношении которого рассматриваются материалы налоговой проверки, было извещено ненадлежащем образом, то принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.
  2. При явке на рассмотрение материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого составлен акт, вправе давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы в обоснование своих доводов.
  3. Перед тем как перейти к рассмотрению материалов налоговой проверки по существу, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в силу пункта 3 статьи 101 НК РФ должен:
  • объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
  • установить факт явки лиц, приглашённых для участия в рассмотрении;
  • в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
  • разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности[14];
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:

  • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля[15];
  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения[16];
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения[17];
  • о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение[18];
  • об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение[19].

В соответствии с пунктом 4 статьи 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки ведётся протокол. Этот документ составляется по форме, утверждённой Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (Приложение № 28 к данному Приказу).

В нём проверяющие фиксируют все обстоятельства рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе наличие или отсутствие замечаний к протоколу. Кроме того, к протоколу могут прилагаться, например, фотографические снимки, аудио- и видеозаписи, копии документов, подтверждающих полномочия представителей, другие материалы.

Информация о таких приложениях подлежит отражению в протоколе. Это следует из формы данного документа. Печатью налоговых органов протокол не удостоверяется[20].

Специальный бланк подачи возражений

Ранее возражение на акт налоговой проверки составлялось в произвольной форме.  Теперь налогоплательщики, которые не согласны с актом налоговой проверки, могут воспользоваться специальным бланком. Его подготовила ФНС России (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»).

Ничего необычного в этом бланке нет. Можно обратить внимание налогоплательщиков лишь на следующие особенности. Обстоятельства, которым не соответствуют факты, изложенные в акте проверки, налоговики предлагают указывать со ссылками на подтверждающие документы. Также рекомендуется приводить нормы законов, с которыми не соотносятся выводы контролёров.

Несмотря на то что налоговое законодательство не требует подавать возражения по определённой форме, удобнее воспользоваться бланком, предложенным ФНС России, чем разрабатывать свой собственный бланк.

Отстаивать свои позиции налогоплательщикам помогут решения высших судов

При отстаивании своих прав в споре с налоговиками налогоплательщикам могут помочь принятые в первом квартале 2018 года судебные решения КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения. Обзор таких решений сделала ФНС России. Документ размещён на сайте ведомства.

Налоговики учитывают судебную практику в своей работе, поэтому налогоплательщикам стоит обратить внимание на обзор, так как в случае возникновения спорной ситуации в ходе налоговых проверок с налоговиками налогоплательщики в обоснование своей позиции могут воспользоваться судебной практикой, приведённой в обзоре.

Рассмотрим две наиболее интересных из них.

  1. Недопустимо создавать условия для взимания налогов сверх того, что требуется по закону

Налоговое ведомство указало своим подчинённым на то, что налоговое администрирование должно осуществляться с учётом принципа добросовестности, предполагающего учёт законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону. Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2018 № 302-КГ17-16602 по делу № А33-17038/2015 (АО «БАМтоннельстрой» против Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю).

В суде была рассмотрена следующая ситуация. В рамках выездной проверки налоговики отменили решение своих же коллег о возврате НДС по недействительной сделке.

По мнению проверяющих,  проводивших выездную налоговую проверку, возвращать переплату нужно было заявив вычет по НДС. Однако на момент вынесения решения об отмене трёхлетний срок для применения вычета уже истёк.

Тем самым контролёры лишили налогоплательщика права на возврат переплаты. ВС РФ признал такое поведение недопустимым.

Представляется, что теперь налоговики при проверках не будут допускать подобных нарушений. Однако, если же налогоплательщики окажутся в подобной ситуации, они вправе сослаться  в возражениях на это решение суда.

  1. Низкая цена — не повод для привлечения к ответственности

ФНС России в своём обзоре указала, что отличие применённой налогоплательщиком цены от уровня цен, обычно применяемых по идентичным (однородным) товарам, работам или услугам другими участниками гражданского оборота, не может служить самостоятельным основанием для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327 по делу № А04-9989/2016 (индивидуальный предприниматель против Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области). Судом была рассмотрена следующая ситуация.

Читайте также:  Работник отказывается подписывать должностную инструкцию

В ходе выездной налоговой проверки налоговики сочли, что доказали необоснованную налоговую выгоду предпринимателя. В своём решение о привлечении предпринимателя  к налоговой ответственности проверяющие ссылались на его взаимозависимость с контрагентом и низкие цены в сделках с ним.

Однако ВС РФ указал проверяющим, что цены могут отличаться. Только многократная разница может говорить о необоснованной налоговой выгоде, и то лишь в совокупности с другими обстоятельствами. Как видно из судебного акта, взаимозависимость таким обстоятельством не является.

Кроме того, отклонение в данном случае не было многократным.

  1. Также в обзоре приведены другие судебные решения, содержащие, в частности, следующие выводы:
  • налоговый агент, допустивший просрочку в уплате НДФЛ (правильно исчисленного в представленном расчёте), не должен быть лишён права на освобождение от налоговой ответственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П);

Возражения на акт налоговой проверки

Что такое возражения на акт налоговой проверки?

Возражения на акт налоговой проверки — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки (п. 6 ст.100 НК РФ), результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст.101 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст.101.4 НК РФ).

Возражения могут быть поданы следующими способами:

  • в канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа;
  • по почте.

Сроки написания возражений на акт налоговой проверки

Налоговые инспекторы провели проверку вашей организации — камеральную либо выездную.

Обнаружив нарушения, налоговая инспекция решила привлечь вашу организацию к ответственности, либо доначислить налоги и пени.

Но еще до привлечения к налоговой ответстенности налоговый орган обязан выполнить ряд обязательных процедур, в число которых включена процедура по составлению акта налоговой проверки.

Итак, по окончании проведения любой проверки налоговые инспекторы (при выявлении нарушений) обязаны в установленные сроки составить акт налоговой проверки, где указываются все выявленные ими нарушения. Таким образом, акт налоговой проверки) — это первый итоговый документ, фиксирующий результаты проверки.

По правилам пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ (далее — НК), акт налоговой проверки должен быть вручен подвергшемуся проверке лицу не позднее чем через пять дней с момента составления акта. Сам же акт оформляется в следующие сроки:

Если налогоплательщик не согласен с изложенными в акте фактами, то он может написать свои мотивированные возражения в течение одного месяца, начиная со дня следующего за получением акта налоговой проверки. Порядок представления возражений в налоговый орган един для камеральной и выездной проверок.

Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, то налоговые органы могут направить акт налоговой проверки по почте заказным письмом. Тогда датой его вручения считается шестой рабочий день, считая со дня отправки письма. При этом дата фактического получения документов значения не имеет.

При этом доказать факт уклонения от получения акта обязан налоговый орган.

Если письмо пришло с опозданием, что не позволило компании ознакомиться с материалами проверки и представить возражения на акт, это также может послужить основанием для отмены решения.

Достаточно часто у налогоплательщика возникнет необходимость ознакомиться с материалами проверки. Налоговый орган (согласно п. 2 ст. 101 НК РФ) не вправе отказать в этом.

Оформление и содержание возражений

Возражения составляется в письменной форме  — так предписывает статья 139.2 НК, введенная Законом № 153-ФЗ от 02.07.2013. Никаких других требований к этому документу в Налоговом кодексе РФ нет. Статья 139.2 НК определила перечень сведений, которые необходимо отразить жалобе, которые можно применять и к возражениям.

Хотя требований об изложении возражений на фирменных бланках организаций нормативно и не установлено, можно признать это обычаем делового оборота.

Сами возражения можно условно разделить на 3 части:

  • вводная (самая короткая часть возражений, состоящая, как правило, из 1 – 3 абзацев);
  • описательная (основная часть возражений);
  • резолютивная.

В вводной части излагается информация о самой проверке, основаниях ее проведения, ее фактическом периоде проведения, составе проверяющих, на какой именно акт налоговой проверки составляется возражение, указав дату и номер этого документа. Формулировка при этом может быть следующей:

«В период с _____ по ____ ИФНС по ______________ району _________ области была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт № ____ от __.__.____.

По результатам данного акта Обществу (индивидуальному предпринимателю) предложено уплатить недоимку по налогам (сборам) в сумме …, начисленные на нее пени в сумме … , а также штрафы в размере … . Данные предложения основаны на материалах проверки и выводах, отраженных в акте.

Налогоплательщик  не  согласен  с  фактами,  изложенными  в  акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в связи с чем  на основании   пункта   6  статьи  100  части  первой  Налогового  кодекса  РФ представляет свои возражения по акту налоговой проверки. … «.

В описательной части возражений излагаются все аргументы и доводы налогоплательщика. Здесь можно указывать любые доводы (как бесспорные, так – спорные и сомнительные) – это право налогоплательщика, но для начала необходимо понять, какие нарушения, отраженные в акте, действительно имеют место, а какие – домыслы налоговиков.

Затем – необходимо оценить, будет ли организация оспаривать те замечания, которые действительно имеют место. Это можно сделать путем устранения замечаний, выявленных налоговыми органами, т.е. представить уточненные налоговые декларации, в которых отразить и сумму доначисленного налога, и сумму неучтенных расходов или непринятых вычетов. Все это позволит снизить размер штрафа и пени.

Кроме того, если компания имеет возможность восстановить недостающие документы или исправить недочеты в имеющихся документах, то об этом также стоит позаботиться и представить исправленные или восстановленные документы вместе с возражениями. В этой части налоговый орган также должен будет снизить размер доначисленного налога с учетом внесенных исправлений.

  • Свои доводы лучше излагать подробно с указанием оспариваемого пункта акта и пояснением – почему организация поступила так и не иначе.
  • Желательно, чтобы ваши доводы подтверждались ссылками на законы, разъяснения Минфина и ФНС РФ, судебной практикой и документацию самого налогоплательщика (с ее приложением) – с такими аргументами налоговикам спорить будет трудно.
  • Также необходимо указать на:
  • ошибки в расчетах проверяющих (если таковые имеют место в акте);
  • ситуации, связанные с неверной оценкой документов и фактов
  • ошибки или искажения, неверную интерпретацию хозяйственных операций налогоплательщика.

Излагать свои доводы лучше по тексту акта последовательно.

Все нарушения можно разделить на 2 группы:

  • нарушение процесса проведения проверки (т.е. порядка и процедуры ее проведения);
  • нарушение норм материального права (т.е. толкование налоговым органом содержания нормативных актов)

Если организация оспаривает акт налогового органа только в части порядка проведения проверки, то руководитель налогового органа может вынести решение о проведении мероприятий дополнительного контроля, что позволит устранить налоговым органом процедурные упущения. Поэтому лучше составлять возражения на акт налоговой проверки опираясь не только на процессуальные недочеты, но и на те упущения, которые налоговые органы сделали по существу проверки.

При этом следует помнить, что организация вправе обжаловать решение о привлечении ее к налоговой ответственности в судебном порядке лишь в той части, которая обжаловалась в вышестоящий налоговый орган т.к. только в этом случае будет соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора (такой вывод следует из системного толкования п. 5 ст. 101.2 НК РФ и подп. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ).

  1. Содержание описательной части возражений может выглядеть так:
  2. Факты,  изложенные  в  акте  налоговой проверки, не соответствуют следующим обстоятельствам: _____________________________ (излагаются обстоятельства со ссылками на документы, их подтверждающие).
  3. Таким образом, выводы проверяющих не соответствуют __________________ (указываются законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению налогоплательщика, не соответствуют выводы проверяющих
  4. В резолютивной части возражений подводится итог и указывается общая сумма доначисленных налогов, с которой организация не согласна, с разбивкой по периодам и суммам (или сумма налога, в возмещении которой отказано).
  5. Формулировка резолютивной части может быть следующей:
  6. Учитывая  вышеизложенное,  в  соответствии  со статьями 100, 101 Налогового кодекса РФ прошу по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки:
  7. 1)  вынести  решение  об  отказе  в  привлечении  к  ответственности за совершение налогового правонарушения;
  8. 2)  не  доначислять  налог  и  не начислять пени за его несвоевременную уплату.
  9. Также в резолютивной части (чтобы не давать лишний повод налоговикам рассмотреть возражения без вас) лучше написать, что организация просит уведомить ее о дате, месте и времени рассмотрении возражений указав при этом контактное лицо, адрес (место нахождения организации), телефон, факс (если эти сведения отличаются от тех, которые указаны на фирменном бланке организации).

Как составить возражения на акт налоговой проверки

Контрольные мероприятия ФНС могут обернуться для компании немалыми доначислениями. Но у любой организации есть возможность снизить сумму доначислений, а в некоторых случаях даже полностью избежать уплаты начисленного по результатам проверки налога.

После проверочных мероприятий составляется документ, включающий итоговые выводы, сделанные налоговиками во время проверки. Компания может подать возражение на акт налоговой проверки, если она после ознакомления с выводами проверяющих не согласна с ними.

Письменное возражение в налоговую

Написать возражения на акт проверки, будь то выездная, камеральная налоговая проверка, возражения на акт по возврату НДС можно и самостоятельно, но лучше обратиться за этим к профессионалам. И вот почему.

Во-первых, нужно знать, в течение какого времени после получения на руки документа с выводами налоговиков можно подать возражения. Законодательством предусмотрено, что сделать это следует не позже месяца после получения на руки акта.

Во-вторых, от порядка оформления письменных возражений в немалой степени зависит, будут ли приняты к рассмотрению аргументы налогоплательщика. Оформление подобного документа проходит по определенным правилам, некоторые нюансы которых рядовой налогоплательщик может не знать. Например, как правильно составить документ, что именно там должно быть указано.

В обязательно порядке необходимо отразить:

  • информацию о налогоплательщике, на которого составлен акт;
  • реквизиты документа, обжалуемого налогоплательщиком;
  • наименование подразделения инспекции, в которую адресовано возражение на акт о налоговом правонарушении;
  • доказательства нарушения прав налогоплательщика;
  • требования лица, направляющего возражение на налоговый штраф;
  • способ получения ответа.

В-третьих, именно сторонние специалисты, имеющие опыт ведения споров с фискальными органами, могут обратить внимание на те детали акта, которые показались налогоплательщику малозначительными или на них в акте вообще не обратили внимания.

Так, проверки проводятся инспекторами по строгому регламенту. Его нарушения, несоответствие составленного акта определенным правилам могут быть на руку компаниям. Например, документ по итогам проверки должен быть подписан именно теми лицами, кто ее инициировал.

По этим и другим причинам, чтобы не ломать голову, как оформить свое несогласие с выводами налоговиков, и стоит обратиться за помощью к тем, кто успешно занимался этим уже не раз.

Представление возражения: учесть все 

Проверки проводятся инспекторами по определенному регламенту. Его нарушения на руку компаниям. Эти нарушения могут ускользнуть от проверяемого.

Но профессиональные сотрудники, неоднократно составляющие подобные документы, проанализировав действия специалистов ФНС, проведение самой проверки, обязательно обнаружат такое несоответствие правилам проведения проверочных мероприятий.

Кроме того, опытные юристы помогут найти при составлении возражения на акт налоговой проверки смягчающие обстоятельства, позволяющие если не полностью опровергнуть возражение на акт налоговых органов, то снизить налоговые доначисления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *