Фнс может использовать материалы полиции при проверках

Внезапное появление полиции на пороге офиса — серьезное испытание для любого предпринимателя. При этом неважно, насколько трепетно выполняются им предписания закона в хозяйственной деятельности.

Сотрудники полиции совершенно справедливо полагают: если хорошо поискать, всегда можно найти то, за чем пришел.

А предпринимателю важно помнить: при любых проверках предпринимательской деятельности служащим всех без исключения контролирующих органов разрешено исключительно то, что прямо предписано законом. В этом — ключ к защите своих прав.

Знание — сила

Правильное поведение в процессе налоговой проверки — как раз тот случай, когда лучше учиться на чужих ошибках. Нам регулярно присылают вопросы, связанные с этой темой. Приведем несколько, а затем расскажу о самых базовых правилам поведения при проведении налоговых проверок.

Приведем несколько реальных вопросов предпринимателей из практики. 

  • «Знаю, что плановые налоговые проверки проводятся раз в 3 года и об их проведении заранее предупреждают. А о внеплановых налоговых проверках не знаю ничего. На них установлена какая-то периодичность? От них можно как-то защититься?», — спрашивает индивидуальный предприниматель из Санкт-Петербурга.
  • «Добрый вечер. 30 декабря 2014 года принято решение о проведении выездной налоговой проверки. Налоговая проверка производится за 2011, 2012 годы. Выставлено требование о предоставлении документов (договоров, актов выполненных работ) за 2010 год. Можем ли мы их не предоставлять, так как за 2009, 2010 годы уже была проведена выездная налоговая проверка (закончена в 2012 году), и в 2011, 2012 году расходов по данным договорам проведено не было, только оплата кредиторской задолженности. Организация работает на общем режиме налогообложения. Доходы и расходы по отгрузке», — обращается с вопросом Наталья из города Мурманска.
  • «Является ли существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки подписание экземпляра акта, врученного налогоплательщику, помимо лиц, проводивших проверку, специалистом юридического отдела инспекции, не поименованным в числе проверяющих?» — спрашивает Игорь из Перми.

Приведенные выше примеры — одни из наиболее распространенных вопросов относительно налоговых проверок. Теперь переходим к тому, как действовать предпринимателю.

1. Чтобы визит не застал врасплох 

Общение с сотрудниками полиции по поводу налогов возможно в случае, когда налоговая инспекция привлекает их для участия в проверке. Выездные налоговые проверки бывают плановые и внеплановые. Узнать о ежегодных планах налоговых проверок можно благодаря их публикации на сайте областной прокуратуры вашего региона. 

Поводом к проведению внеплановой проверки могут послужить результаты проверок других предпринимателей, связанные с обнаружением фактов возможного нарушения налогового законодательства; наличие информации об уклонении предпринимателя от налогообложения зарплаты и других выплат, а также ряд оснований, связанных с существенными нарушениями налогового законодательства. 

Как правило, без пристального внимания проверяющих не обойтись в случае подозрений на необоснованное возмещение предпринимателем НДС, акцизов, или на неправомерное предъявление их к возмещению. (Существует целый ряд оснований. Важно помнить, что все они связаны с существенными нарушениями налогового законодательства). 

Имеет смысл заранее готовиться ко встрече с полицией, если предприятие допускало уклонение от уплаты налогов или сборов с физических лиц или с организации; не исполняло обязанности налогового агента; если имел место факт сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам (это преступления, предусмотренные статьями 198-199.2 УК РФ). Признаки преднамеренного или фиктивного банкротства (ст. 195-196 УК РФ) также являются весомым основанием для встречи с полицией. 

Какими бы ни были основания для проведения внеплановой проверки, налоговая обязана вручить предпринимателю под расписку копию приказа o назначении проверки. Только после этого проведение налоговой проверки можно расценивать как законное.

2. Как принять нежданных гостей

Для начала — не суетиться и не впадать в ступор. Хорошо, если попасть на предприятие посторонние лица могут только через пост охраны.

Конечно, при условии, что охранник проинструктирован, как себя вести в таких ситуациях и знает, что такое журнал проверок.

 Пока проверяющие будут отмечать в журнале время и цель визита, вы сможете морально подготовиться к проверке и пригласить своего юриста, помощь которого в такой ситуации переоценить будет сложно. 

Если никаких охранников нет, журнал проверок на предприятии все равно должен быть. Причем, прошитый, с пронумерованными страницами. Отсутствие такого журнала на предприятии или у ИП — нарушение закона. В журнале будут записываться представители проверяющих органов и фиксировать время и цель своего визита. 

Иметь такой журнал — в ваших же интересах: он покажет, как часто и с какими целями проходили проверки. Чтобы результаты проверок причиняли вам как можно меньше расстройств, не держите в офисе то, что не предназначено для посторонних глаз.

Сейф — не выход, поскольку налоговики привлекают сотрудников полиции, как раз на тот случай, если сейфы, иные хранилища, содержимое жестких дисков будут представлять интерес для налоговых органов, или потребуется производство осмотра помещения, выемка документов. 

Заранее нужно определиться, кто из сотрудников будет непосредственно общаться с проверяющими, отвечать на их вопросы. Других сотрудников нужно предупредить, чтобы они под благовидными предлогами отказывались вступать с проверяющими в беседу на темы деятельности предприятия.

3. Что проверить у проверяющих

Независимо от компетенции контролирующих органов, состава проверяющих, никто не имеет право зайти на предприятие и потребовать предоставить документы, произвести обыск или выемку просто потому, что пробегал мимо, а дверь оказалась незапертой. 

Единственным основанием для проверки налоговой инспекции является решение руководителя контролирующего органа или его заместителя о проведении выездной налоговой проверки. Налоговая, как это предусмотрено законом, посчитав, что потребуется содействие сотрудников полиции, обязана заранее направить запрос в орган внутренних дел.

Поэтому сотрудники полиции должны быть обязательно включены в состав проверяющих, указанных в решении.

Перед тем, как проверяющие приступят к своим обязанностям, убедитесь, что имеется соответствующее решение для проверки именно вашей организации, обратите внимание на указание в решении предмета проверки, проверяемого периода, сверьте список проверяющих с удостоверениями личности явившихся сотрудников. 

Проверьте, имеется ли на документе подпись руководителя органа, принявшего решение о проведении проверки, или его заместителя. Только указанные лица вправе подписывать такое решение.

Не стесняйтесь убедиться, что такая проверка действительно назначена, позвонив по месту службы проверяющих.

Попросите у инспектора копию решения о проведении налоговой проверки, а также сделайте ксерокопии удостоверений проверяющих. 

Если решение о проведении проверки не соответствует установленным требованиям: в нем отсутствует подпись руководителя, или его заместителя; из решения не следует, что объект проверки – именно ваше предприятие, не указан предмет проверки или в решении указаны другие лица в составе проверяющих, вы вправе не пускать на свою территорию комиссию. Нет надлежащим образом оформленного решения – нет и законного основания для проведения проверки. 

Во время проверки действуйте, учитывая перспективу обращения в суд. А для суда нет ничего важнее доказательств. Поэтому с первых минут проверки начинайте сбор доказательств возможных нарушений.

Фиксируйте для себя все действия проверяющих, уточняйте у них, для чего требуется то или иное действие, интересуйтесь, какой нормой права это требование предусмотрено.  Вы вправе записывать происходящее на диктофон, предупредив инспекторов о записи.

Для запоминания хода проверки можно использовать и видеонаблюдение. В крайнем случае, можете записывать отдельные моменты на бумаге. 

Продолжительность проверки — до двух месяцев. Подробности могут иметь решающее значение при обжаловании результатов проверки или действий проверяющих. Поэтому не стоит полагаться на память. 

Поскольку выездная налоговая проверка связана с изучением документов налогоплательщика, не забывайте о требовании ст.

93 НК РФ, обязывающей налогового инспектора передавать требование о предоставлении документов руководителю, или уполномоченному представителю организации, лично под расписку.

Соответственно, устные распоряжения по этому поводу вы вправе не выполнять, и ничего вам за это не будет.

Чтобы избежать по результатам проверки необоснованных упреков в не предоставлении документации, передавайте копии документов инспектору, как положено, по описи. 

Помните: проверяющим запрещено проводить проверку по вопросам, не указанным в решении, требовать по ним выдачу документов или получение объяснений.

4. Что выбрать — игру в поддавки или конфликт

Не угадали. Оба стиля поведения при налоговой, как и любой другой проверке, одинаково неприемлемы. Проверяющие пришли не по личному желанию, а в силу выполнения служебных обязанностей (по крайней мере, так предполагается). Как должностные лица, они отлично понимают, что обязаны действовать исключительно в рамках закона.

К встрече с вами готовились задолго, и пришли, рассчитывая на единственный результат – найти в ходе проверки доказательства правонарушения, а то и преступления. Реализация такой цели – показатель качества работы и налоговой инспекции, и полиции. Так что пришли они к вам не на чай.

Поэтому затевать конфликт, открыто препятствуя проверке, в такой ситуации не очень остроумно. 

Однако по указанной же причине, бояться «испортить отношения», пробовать «подладиться» под проверяющих, безропотно выполняя все их требования и подписывая все, что поднесут под руку, тоже не лучшая идея. Сама по себе попытка демонстрировать сверхлояльность в глазах, проверяющих уже подозрительна.

Рассчитывать на то, что инспекторы, проникнувшись симпатией к такому славному предпринимателю, поблагодарят за сотрудничество и удалятся, оставив хвалебные отзывы о его законопослушности, не стоит.

Нельзя «испортить отношения», которых, в общем-то, и нет, разумными требованиями к инспектору, например, о разъяснении целей проверки, или о предъявлении документов. 

Поэтому нет ничего лучше золотой середины — выполнять то, что требуется от налогоплательщика законом, придерживаться нейтрального вежливого стиля поведения. И обдумывать каждое свое действие и каждое слово. Не забывая, разумеется, фиксировать ход проверки, а также все допущенные нарушения.

5. Уважая гостей, не забывайте о себе

Проверяющие имеют полномочия произвести осмотр помещения и даже осуществить выемку документов организации, компьютеров и информационных носителей. В случае открытого сопротивления полиция может применить и физическую силу.

Важно не забывать, что рамки возможных действий полицейских прямо ограничены законом. В частности, полиция во время налоговой проверки не вправе запрещать сотрудникам организации покидать офис. Нет у нее и права запрещать звонить по телефону, забирать у работников телефоны и другие личные вещи или производить досмотр работников. 

Если проверяющие допускают неправомерные действия, следует принимать меры для защиты своих интересов, позвонив дежурному по УВД, в службу собственной безопасности УВД, или просто в дежурную часть полиции. Звонки в полицию записываются, и эта запись может служить доказательством нарушения прав в ходе проверки.

При допросе сотрудником полиции помните о возможной перспективе перейти из разряда свидетелей в разряд подозреваемых. Поэтому не пренебрегайте правом на отказ от дачи показаний против себя самого, сославшись на Конституцию Российской Федерации. Во всяком случае, пока не обсудите сложившуюся ситуацию с адвокатом. 

Если вы отказываетесь выдать добровольно документы или предметы, относящиеся к предмету налоговой проверки, это — основание для производства выемки. Не забывайте, что выемка возможна только по мотивированному постановлению должностного лица и в присутствии понятых.  При выемке проверяющие не вправе изымать то, что не входит в предмет проверки, указанный в решении.

Изъятию подлежат только те документы или предметы, которые относятся к предмету проверки и могут дать дополнительную информацию о правонарушении. Выемка оформляется протоколом и описью имущества. В описи должны указываться наименование, количество и индивидуализирующие признаки изъятых предметов.

Читайте также:  Где нерабочий день на радоницу

Перед подписанием протокола ознакомьтесь с ним не спеша, отразите в протоколе нарушения, допущенные проверяющими. Подпишите каждую страницу протокола. Если с протоколом не согласны, напишите об этом. Можете указать, что мотивированное возражение предоставите позднее.

Копия протокола подлежит вручению руководителю предприятия. 

Нарушение порядка производства выемки может послужить основанием, чтобы признать полученные доказательства (то есть полученные с нарушением) недопустимыми. 

Выездная налоговая проверка заканчивается составлением справки с отражением в ней предмета проверки и ее сроков. Выявленные нарушения отражаются в акте проверки, там же указываются рекомендации по их устранению. Не уклоняйтесь от подписания акта, это не имеет смысла.

Проверяющие в случае вашего отказа подписать акт, укажут в нем, что вы от подписи отказались. Значит, вы будете лишены возможности доказать, что на подпись предоставлялся вам именно этот акт.

Кроме того, ваши возражения, отраженные в акте, в дальнейшем могут оцениваться судом как доказательства.

Один из распространенных способов давления на предпринимателя — изъятие всей документации и информационных носителей. Перспектива парализовать деятельность предприятия обоснованно расценивается как способ сделать предпринимателя более покладистым. Если, конечно, он не знает, что это — противозаконно, и не настаивает на соблюдении своих прав. 

При изъятии документации предприятия, проверяющие обязаны сделать с них копии и вручить под подпись руководителю. Если изготовление копий на месте проверки невозможно, копии должны быть изготовлены в течение пяти рабочих дней и переданы руководителю предприятия. 

Если изымаются информационные носители, вы вправе скопировать информацию, находящуюся на них. Проверка не является обвинением в правонарушении или основанием приостанавливать текущую деятельность предприятия.

Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

FAQ при неправомерных действиях сотрудников ФНС И МВД Дарья Шульгина

  • Главная
  • Аналитика
  • FAQ при неправомерных действиях сотрудников ФНС И МВД

09 октября 2018

Одна из самых распространенных проверок, проводимых налоговым органом, − это выездная налоговая проверка.

ВНП является самой долгой по сроку и самой доскональной по глубине проверочных мероприятий. В первом полугодии 2017 года совместными была четверть проверок, в 2018 году подобных проверок уже треть.

Давайте разберемся, как на практике работает тандем ФНС и МВД, и будем использовать эти знания в будущем.

Процедура принятия решения о ВНП

Когда налоговый орган принимает решение о проведении ВНП, он направляет налогоплательщику Решение, в котором в том числе указан перечень лиц, принимающих участие в проверке. Если с полномочиями сотрудников налоговых органов все понятно, то в части полномочий сотрудников полиции возникает ряд вопросов, ответ на которые попробуем найти.

Процесс привлечения сотрудников полиции к ВНП регламентирован ст. 36 Налогового кодекса РФ и п. 28 ст. 13 Федерального закона «О полиции».

На основании указанных положений разработана и введена в действие совместная Инструкция «О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок», утвержденная приказом МВД России № 495 и ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (далее – Инструкция).

Она состоит из трех разделов и содержит в себе основные принципы организации взаимодействия указанных органов. Из данного документа следует, что сотрудники органов внутренних дел принимают участие в ВНП на основании мотивированного запроса налогового органа. Исчерпывающий перечень подобных оснований приведен в п.

8 раздела 2 Инструкции:

  • наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;
  • назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса;
  • необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);
  • необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Кроме того, указанный перечень уточнен Письмом ФНС России от 24.08.2012 г. N АС-4-2/14007 (согласованного с МВД России) в котором выделены три случая обязательного привлечения к выездной налоговой проверке сотрудников полиции:

  • При обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении или предъявлении к возмещению налога на добавленную стоимость либо акциза, а также о необоснованном зачете или возврате иного налога.
  • При выявлении схем уклонения от уплаты налогов с признаками налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ (например, «миграция» организации, использование в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок» и т.п.).
  • При выявлении признаков неправомерных действий при банкротстве, а также преднамеренного и фиктивного банкротства (ст. 196 УК РФ). 

Особенности совместной проверки сотрудниками ФНС и МВД

Особенностью производства ВНП с привлечением правоохранительных органов является то, что сотрудники полиции в рамках своей компетенции вправе пользоваться всеми средствами и методами контроля и получения информации, которые предоставлены им Законом «О полиции», а также Законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Установленный порядок не обязывает налоговый орган знакомить налогоплательщика с текстом и мотивацией запроса о привлечении к проверке сотрудников органов внутренних дел. Поэтому узнать, по какому конкретно основанию привлечены сотрудники полиции, на этапе ознакомления проверяемого лица с Решением о проверке невозможно.

Однако данные привлеченных сотрудников полиции в обязательном порядке должны быть указаны в Решении. В случае отсутствия этих сведений участие сотрудников полиции в ВНП незаконно. Если налоговый орган принял решение о привлечении сотрудников полиции в процессе ВНП, изменения в части состава проверяющих вносятся в Решение.

  • Неправомерные действия сотрудников ФНС И МВД при проведении ВНП
  • Давайте рассмотрим ряд моментов в работе сотрудников полиции при ВНП, которые являются спорными, выходящими за рамки их полномочий и подлежащими обжалованию в установленном порядке.
  • В акте по результатам выездной налоговой проверки отсутствуют подписи сотрудников правоохранительных органов, принимавших участие в выездной проверке налогоплательщика.

В уже упомянутой Инструкции, подпунктами «в» и «г» пункта 8 предусмотрено, что сотрудники полиции привлекаются к участию в ВНП для осуществления конкретных действий. Говоря простым языком, подпункт «в» предусматривает их участие, как специалистов, а подпунктом «г» сотрудникам полиции отводятся только функции обеспечения физической защиты.

В свою очередь из содержания пункта 16 Раздела 3 Инструкции, следует, что акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, должен быть подписан участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, за исключением сотрудников органа внутренних дел, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку.

Таким образом, при отсутствии подписей участвующих сотрудников полиции в акте можно сделать вывод о том, что они привлекались лишь для производства конкретных мероприятий, либо для осуществления физической защиты сотрудников налогового органа.

В случае, если налогоплательщик понимает, что сотрудниками полиции в рамках ВНП был проведен ряд каких-либо не единичных мероприятий, они активно участвовали в производстве ВНП на протяжении всего периода времени, однако в акте их подписи отсутствуют – это повод для обжалования, как самого акта, так и действий сотрудников полиции.

В ходе проведения ВНП сотрудники полиции вызывают сотрудников компании на опрос, либо присутствуют при его производстве сотрудником налогового органа.

Налоговым кодексом РФ четко регламентирован порядок и производство опроса. Из положений, закрепленных в ст.

90 и 99 НК РФ следует, что опрос производится должностным лицом налогового органа также, как и право подписи протокола опроса отводится только должностному лицу налогового органа, иные случаи в положениях Налогового кодекса РФ не закреплены.

Возложить свои полномочия на сотрудников полиции путем дачи отдельного поручения об осуществлении мер налогового контроля (в рассматриваемом случае – опроса) по НК РФ также нельзя.

Таким образом, производство опроса сотрудниками полиции в рамках производства ВНП не может быть мотивировано и основано на законе.

В случае же поступившего вызова на опрос кого-либо из сотрудников компании сотрудником полиции, требуйте направить в Ваш адрес мотивированный запрос, с указанием в нем оснований, послуживших вызовом. Стоит отметить, что такими основаниями могут выступать (в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ):

« […] в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию».

Таким образом, отсутствие ссылки в направленном в Ваш адрес запросе данных на проводимую проверку (номер КУСП и дату регистрации), либо ссылки на требования п.п. 10 и 29 ст. 13 ФЗ «О полиции» является основанием ставить под сомнения обоснованность запроса.

Здесь необходимо иметь в виду статью 15 Федерального закона от 12.08.

1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которой предусмотрено, что обязательны для исполнения только законные требования должностных лиц, осуществляющих ОРД.

Однако, если при вызове на опрос, либо в запросе о предоставлении информации отсутствуют ссылки на обоснование предъявляемых требований, можно предположить, что данные требования не мотивированы и не основаны на законе.

В любом случае, даже указанные законные основания вызова на опрос сотрудниками полиции не могут применяться в рамках проводимой ВНП.

Аналогично и в случае нахождения сотрудника полиции при опросе, производимом должностным лицом налогового органа. Опрашиваемое лицо вправе знать основания привлечения к опросу сотрудника правоохранительных органов и, если таковые отсутствуют, может отказаться от дачи объяснений в его присутствии.

При этом, не стоит забывать о наличии права любого гражданина отказаться от дачи каких-либо объяснений, гарантированное Конституцией Российской Федерации. В таком случае отказ не влечет за собой какой-либо ответственности.

Сотрудники полиции привлечены и выступают в качестве специалистов.

Инструкцией также предусмотрено, что сотрудники правоохранительных органов могут привлекаться для конкретных действий в качестве специалистов. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.

96), в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, то есть лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, не заинтересованное в исходе дела.

Таким образом, логично выдвинуть к должностному лицу, привлеченному в качестве специалиста в целях изъятия, либо осмотра компьютерной информации налогоплательщика, требование подтвердить наличие соответствующих специальных познаний (например, диплом или иной документ, подтверждающий его компетентность в указанной сфере деятельности). Мотивировать данное требование просто – это опасение, что некомпетентное лицо может повредить или уничтожить электронную информацию в процессе ее изъятия. Сотрудники экономической безопасности специалистами в области изъятия компьютерной информации не являются, таковыми могут выступать специалисты/эксперты экспертно — криминалистических центров МВД России, но и у них можно потребовать подтверждения соответствующих квалификационных знаний в данной области. 

Читайте также:  Договор купли-продажи прицепа в 2020 году: бланки и необходимые документы

Что делать в случае совместной проверки?

  1. Внимательно ознакомьтесь с Решением о проведении ВНП. Если к участию в проверке привлечены сотрудники полиции, их должности и данные обязательно будут там указаны.
  2. Если в Решении отсутствуют данные сотрудников полиции, однако они принимают активное участие в ВНП, проверьте их подписи в акте, составленном по результатам ВНП.
  3. Если в акте отсутствует подпись участвующего сотрудника полиции – значит, он привлекался для конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалиста и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку.Если привлеченные для указанных действий сотрудники полиции проводили иные мероприятия, не связанные с тем, для чего они были привлечены в рамках ВНП, обжалуйте эти действия как незаконные.
  4. Если привлеченный сотрудник полиции производит выемку электронных носителей и (или) информации, содержащейся на электронных носителях, убедитесь, что он является специалистом в данной области и обладает соответствующей квалификацией (например, сотрудник экспертно-криминалистического центра МВД России).
  5. Если сотрудник полиции присутствует при допросе в налоговом органе, вы вправе отказаться от дачи объяснений в его присутствии на основании п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» либо на основании ст. 51 Конституции РФ.
  6. Если у вас возникли сомнения в законности действий сотрудников полиции, вы можете обжаловать их в вышестоящий орган внутренних дел, надзирающему прокурору, либо в судебном порядке.

Регфорум

Когда полиция участвует в налоговой проверке?

29.06.2018

Налоговая проверка – одно из самых неприятных мероприятий для любого бизнесмена, будь то ИП или юридическое лицо. Последнее время ФНС излишне тщательно контролирует деятельность компаний всех уровней, регулярно добавляя к уже уплаченным налогам недоимки или же вовсе выявляя признаки умышленного уклонения от уплаты внушительных сумм налогов.

Запросы документов, выездные проверки, штрафы, пени, риск уголовной ответственности – все это тратит массу нервов, времени и денег налогоплательщика.

Ситуация усугубляется еще больше, когда к проверке подключается полиция – отдел борьбы с экономическими преступлениями и противодействия коррупции (ОЭБиПК).  Чаще всего эта служба вступает в дело, когда у налоговиков есть основания подозревать налогоплательщика в махинациях, мошенничестве или же уклонении от уплаты налогов в крупном размере.

ВАЖНО: В 2018 году поводом для возбуждения уголовного дела может послужить доначисление налогов и сборов общей суммой в 5 миллионов рублей для компаний и 900 тысяч рублей для ИП. При этом в эту сумму не входит «утаенные» НДФЛ с сотрудников компании.

Участие полиции в налоговой проверке: порядок

Прежде чем выехать по месту нахождения плательщика, налоговые органы проводят предварительной анализ компании.

И если что-то им покажется подозрительным настолько, что запросом документом не ограничиться – принимается решение о проведении выездной налоговой проверки.

Чаще всего причиной столь пристального внимания становятся выявленные незаконные схемы уклонения от уплаты налогов (в том числе через АСК-НДС) или явные махинации с участием фирм-однодневок, в результате которых налогоплательщику удалось утаить часть дохода.

Решение оформляется документально руководителем ИФНС, проводящей проверку. Если для участия привлекается ОЭБиПК, то в решение обязательно заносятся ФИО и должности всех проверяющих сотрудников, включая представителей полиции.

Юристы уверены: если с налоговиками пришли люди, не перечисленные в решении – их смело можно не пускать на порог офиса. Не стесняйтесь запрашивать удостоверения и сличать их с данными, указанными в решении о проведении проверки. Вы имеете на это полное право!

Зачем нужно участие полиции?

После упразднения Налоговой полиции, оставшиеся «гражданские» налоговики значительно потеряли в объёме полномочий по различным оперативным мероприятиям. Полицейские имеют гораздо более обширный комплекс инструментов для выявления правонарушений, включая:

  • Допрос сотрудников компании;
  • Выемку документации, отчетности;
  • Проведение обыска;
  • Осуществление розыскных мероприятий;
  • Получение доступа на территорию компанию по решению суда и т.д.

Все это делает сотрудников полиции весьма эффективными помощниками налоговикам.

Юристы настоятельно советуют проверять все акты, объяснения и иные документы, составляемые ФНС и предоставляемые вам на подпись. Там в обязательном порядке должно быть отражено участие полиции.

Но если отразить участие полицейских в документах забыли  – не спешите напоминать об этом налоговикам, а лишь попросите копию документа для сведения. Результаты проверки можно будет попробовать оспорить по формальным основаниям в этом случае.

Когда ОЭБиПК вступают в процесс проверки?

Возможны два варианта:

  1. ФНС изначально привлекает сотрудников  полиции для участия в проверке и прибывает «на объект» уже с решением, где перечислены помогающие им полицейские.
  2. Полицейские привлекаются в ходе проверки по дополнительно оформленному решению руководителя ИФНС об изменении перечня участвующих в проверке сотрудников. Такое решение принимается ввиду каких-то обстоятельств, обнаруженных при проверке и могущих заинтересовать полицию (например, сумма выявленной неуплаты налога подошла «впритык» к уголовному делу).

Если в ходе проведения ВНП налоговики решили пригласить полицейских – вам вручат лишь решение об изменении состава участников проверки. Уведомлять заранее, предупреждать и уж тем более спрашивать вашего дозволения никто не обязан. Это же прописано и в письме ФНС от 21.03.2018 № ЕД-19-2/69@.

Могут ли полицейские проверять уплату налогов сами?

Могут. Помимо двух вариантов участия в проверке вместе с ФНС есть и третий вариант – когда налоговую проверку проводят только сотрудники полиции. Это возможно, если им стало известно о фактах махинаций с налогами в вашей компании.

А сообщить эту информацию может кто угодно – бывший раздосадованный коллега или уволенный директор, вышедший на пенсию главбух или предприимчивый конкурент. Могут сообщить просто так, вслепую, в надежде, что у вас есть проблемы.

Но органы будут проводить проверку и если даже что-то найдут – вы об этом не узнаете.

Механизм проверки полицейскими без участия налоговой следующий:

  • ОЭБиПК поручается проведение проверки поступившей информации об уклонении от уплаты налогов;
  • Заводится материал доследственной проверки;
  • Правоохранители запрашивает информацию из ФНС и других организаций, банков;
  • Проводится анализ поступившей информации;
  • На основании результатов анализа решают вопрос о возбуждении уголовного дела.

О том, что с вашим бизнесом работает полиция, вы узнаете уже после возбуждения уголовного дела или первых допросов сотрудников. В особо серьезных случаях к вам сразу приедут «маски-шоу» для выемки документов и обыска, а вас по факту ознакомят с постановлением о возбуждении уголовного дела, вручат его, а заодно покажут постановление о проведении выемки.

Закрывать офис, жечь бумаги, стирать данные и выкидывать тетрадь с черной бухгалтерией будет поздно – полицейские уже все посчитали и приехали за «доказухой». Если они нашли неуплаченные налоги по бумагам, представленным в налоговую, «чистка» ваших архивов уже не поможет. Лучше скорее обращайтесь к юристам по защите бизнеса, от них проку будет в разы больше.

Примечание: ФНС, проводя камеральную проверку уплаты налогов, может выявить недоплаченные суммы и выставить доначисление. Если размер неуплаты превысит порог, необходимый для возбуждения уголовного дела, материалы будут переданы в полицию по инициативе ФНС. Вас об этом, кстати, снова не уведомят – сюрприз будет после возбуждения дела!

Как уберечься от проверки со стороны полиции?

Только уплачивая налоги в срок и в необходимом объеме. Любые схемы уклонения от уплаты налогов, даже самые совершенные, рано или поздно попадают в поле зрения правоохранительных органов. И если с вами случилась такая неприятность – немедленно заплатите налоги, даже если уголовное дело уже возбуждено.

Активное сотрудничество со следствием поможет получить минимальное наказание за нарушение или даже добиться прекращения дела ввиду деятельного раскаяния. Если же доначисления сделаны незаконно – обращайтесь за помощью к нашим юристам и будьте готовы отстаивать свои права и интересы.

Налоговики в погонах

Не только эффективность

Соловьев допускает, что совместные налоговые проверки более эффективны еще и потому, что в присутствии полицейских у проверяющих и налогоплательщиков меньше возможностей «договориться» — во время таких проверок происходит только поиск нарушений.

«Действительно, совместные проверки налоговой и полиции дают синергетический эффект — их права объединяются, и благодаря этому они могут гораздо глубже и тщательнее проверить бизнес», — говорит Роман Терехин, управляющий партнер бюро «Деловой фарватер», которое специализируется на защите бизнеса при налоговых проверках. Когда у проверяющих больше прав, то появляется и гораздо больше возможностей для выявления правонарушений и доначисления налогов, объясняет Терехин.

Но есть и обратная сторона: при совместных проверках возрастает не только эффективность, но и агрессивность. «Чем больше силы мы даем проверяющим, тем больше риска, что эта сила будет использована не только во благо, но и во вред», — отмечает Терехин.

В отличие от налоговиков, которые говорят с бизнесом на понятном языке и изучают бухгалтерские документы, полиция — орган, который «отвечает» за «закошмаривание» бизнеса, этот метод до сих пор жив и применяется, «бывают злоупотребления», сожалеет он.

По его словам, во время выездных налоговых проверок полицейские часто запрашивают документы — не в интересах самой проверки, а в рамках своих оперативно-разыскных мероприятий, позже эти документы в эту выездную проверку могут даже не попасть.

«И как их потом будут использовать, мы заранее не знаем», — сетует Терехин.

Едва ли результаты совместных налоговых инспекций говорят о более глубоких и компетентных проверках, скорее, наоборот, это показатель того, что вряд ли целесообразно привлекать силовые органы к проверкам, в которых требуются специалисты, а не угрозы, считает сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. Реальные налоговые доначисления могут осуществить только компетентные сотрудники ФНС, а никак не полицейские, говорит он. Но в присутствии полицейских предприниматели чаще готовы согласиться с доначислениями, чтобы не создавать угрозу последующих, более жестких проверок, отмечает Назаров. «Мне кажется, при внешней видимости позитивного результата в целом для экономики и инвестиционного климата такие совместные проверки являются, скорее всего, отрицательным фактором», — полагает собеседник РБК.

Лучше сами

Несмотря на показатели статистики, налоговики все же предпочитают проверять бизнес самостоятельно, свидетельствуют данные Финансового университета. В 2013 году полицейские участвовали в 6531 выездной налоговой проверке из 41331 (16%), в 2014 году — в 7123 из 35758 (20%), в 2015 году — в 6460 из 30663 (21%).

Сейчас каждая пятая выездная проверка проводится с участием полицейских, подтверждает пресс-служба ФНС. Служба не ставит цели все проверки проводить совместно с органами МВД, это нецелесообразно, сказано в ответе ФНС на запрос РБК.

Существенное количество проверок с суммой доначислений выше среднего проводится налоговыми органами самостоятельно, отмечают налоговики.

Совместные проверки проводятся по инициативе налоговых органов.

Налоговики просят участия полиции, в частности, когда нужны конкретные действия по осуществлению налогового контроля (выемка документов, исследование, опрос, осмотр помещений), содействие сотрудникам ФНС, если их деятельности препятствуют или требуется защита их жизни и здоровья при проверках, следует из разъяснений пресс-службы ФНС.

Налоговики привлекают к проверкам полицейских, когда видят явные признаки налоговых преступлений, когда информацию о нарушениях получают из правоохранительных органов, но чаще всего — «когда им страшно», а в остальных случаях предпочитают действовать самостоятельно, объясняет Соловьев. «Есть же разные налогоплательщики — кто-то может и на порог не пустить. То есть это некая силовая составляющая», — говорит ученый. Полицию зовут, когда компания саботирует взаимодействие — не дает документы, сотрудники не являются на допросы, а полиция в отличие от налоговиков может проводить обследования, вызывать людей для дачи объяснений, приходить к ним домой, чтобы вручить повестки, согласен Терехин. Но полиция, по его словам, и сама может включаться в любые выездные проверки — в частности, если имеет какую-то информацию о налогоплательщике.

Процессуальная эффективность собранных налоговиками материалов невысока, отмечают исследователи, уголовные дела по ним возбуждаются лишь в 9–11% случаев.

Методы, которыми пользуются налоговики, не позволяют документировать налоговые преступления — налоговики не могут прослушивать телефоны, проводить оперативное внедрение и наблюдение — все, что для документирования преступлений использует полиция, объясняет Соловьев.

При этом немедленный результат дал возврат к прежнему порядку возбуждения уголовных дел по налогам, согласно которому Следственный комитет получил право использовать материалы полицейских оперативно-разыскных действий, констатируют исследователи. В течение 2015 года количество таких дел увеличилось почти на полторы тысячи — с 3102 до 4568.

«Это же не потому произошло, что налоговики стали слать больше материалов в Следственный комитет. Следственный комитет сработал лучше, потому что стал получать дополнительные материалы из полиции», — рассуждает Соловьев.

Читайте также:  Письменная форма договора по гк рф

По этой же причине существенно увеличились и объемы платежей в бюджет: общая сумма возмещенного ущерба при доследственных проверках и расследованиях налоговых преступлений в 2015 году составила 14,9 млрд руб. Рост — на 86%.

Итальянский рецепт

Основываясь на всех этих показателях, ученые приходят к выводу о необходимости «значительного укрепления государственной системы противодействия налоговой преступности».

Идеальным вариантом они считают введение «единого правоохранительного цикла выявления, пресечения и расследования налоговых преступлений».

Это можно реализовать путем создания специализированного правоохранительного органа (финансовой полиции), полагают исследователи.

В качестве удачного примера ученые приводят Финансовую гвардию в Италии (Guardia di Finanza). Согласно ее годовому отчету, в 2015 году сумма выявленных сокрытых налогов превысила €1 млрд.

В пересчете на рубли это примерно 84,7 млрд — против 14,9 млрд руб. в целом по России, отмечают они.

То есть гораздо меньшими человеческими ресурсами с вдвое меньшего количества налогоплательщиков устанавливается ущерб больше в 5,7 раза, подсчитали ученые.

Назад в будущее

В России специальный орган по борьбе с налоговой преступностью уже был — Налоговая полиция. Она была создана в 1992 году и ликвидирована в 2003-м. Официальных объяснений необходимости ликвидации не было, но решению предшествовал конфликт ведомства с «Газпромом», который налоговые полицейские обвинили в уклонении от уплаты налогов на «десятки миллиардов рублей».

Показатели Налоговой полиции по расследованию налоговых преступлений были лучшими в российской истории: в некоторые годы возбуждалось по 40–50 тыс. дел, напоминает Соловьев. При этом, как и сейчас, существовал институт освобождения от уголовной ответственности при уплате сокрытых налогов — и поступления в бюджет были огромными, отмечает собеседник РБК.

Он подтвердил, что ученые обсуждают возможность предложить правительству создание специализированного органа по расследованию налоговых преступлений. Но, по его словам, это не будет предложено «как императив» — лишь как возможность.

«Но если абсолютно объективно, не отстаивая позиции государственников или, наоборот, либеральную, предпринимательскую, если мы хотим, чтобы эффективно выявлялись налоговые преступления, нужно собрать все государственные полномочия в единый цикл, от выявления до пресечения и расследования, чтобы это делалось «на одном дыхании», — аргументирует Соловьев. Таким было устройство Налоговой полиции, напоминает он, но речи о возврате именно того института с его «пугающей репутацией» не идет. В отличие от 1990-х годов сейчас гораздо больше возможностей набрать в единый орган действительно грамотных специалистов, объясняет Соловьев.

Налоговая полиция по большому счету не исчезла, обращает внимание Терехин: после ряда трансформаций в МВД сохранились специализированные оперативно-разыскные части, занимающиеся именно налоговыми преступлениями.

Если речь пойдет об объединении этих подразделений с ФНС, то нужно учитывать, что и у тех и у других еще множество иных задач, помимо противодействия налоговым преступлениям, напоминает эксперт.

Если слить это все в единое ведомство, получится, скорее всего, очень неповоротливый гигант — очередное сверхсиловое ведомство, которое создается больше под руководителя, чем под задачу, считает Терехин.

Если же выделить специальные функции из ФНС и МВД, то «борозда», которая сейчас проложена между ФНС и МВД, по сути, проляжет внутри ФНС — например, между соседними отделами камеральных и выездных налоговых проверок, предсказывает собеседник РБК.

Простого решения в этом вопросе нет, считает Терехин, структурно лучше ничего не менять, а лучше бороться за эффективность взаимодействия ФНС и МВД и за более четкие формулировки их прав и обязанностей.

К примеру, сейчас полиция при проведении ОРД по налоговым преступлениям использует те же методы, что и при расследовании убийств, указывает эксперт, хотя понятно, что подходы к «беловоротничковой» преступности должны быть совсем другими.

Ранее передать расследование всех экономических преступлений одному правоохранительному органу по примеру Италии предлагало само предпринимательское сообщество.

Предложение содержалось в докладе бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту Владимиру Путину за 2015 год, в его подготовке участвовали ведущие деловые организации.

Создание единого органа помогло бы изменить ситуацию с незаконным уголовным преследованием предпринимателей, поскольку «2015 год характеризовался самым сильным за последние годы давлением уголовного закона на бизнес», рассудило бизнес-сообщество.

Но статистика совместных налоговых проверок, изученная Финансовым университетом, — лишнее свидетельство того, что к этой идее нужно относиться осторожнее, считает Назаров (был автором главы доклада Титова, в которой содержалось предложение о едином органе). Есть риск, что такое единое ведомство окажется скорее силовым, чем аналитическим, поясняет он.

Если добавить силовой аспект в нынешнюю достаточно сбалансированную налоговую политику, то есть опасность возврата в 1990-е, когда налоговое ведомство воспринималось как жесткий фискально-силовой орган, чьи действия часто приводили к необъективным результатам по доначислениям, в результате чего многие компании просто перестали существовать, напоминает сопредседатель «Деловой России».

Никаких действий для реализации идеи создания единого органа по борьбе с экономическими преступлениями не предпринималось, сказал РБК источник, близкий к Титову. Ученые свою идею с чиновниками не обсуждали, уточнил участник исследования Финансового университета. В ФНС об участии ведомства в подобных обсуждениях сообщили, что вопрос не входит в компетенции ведомства.

Светлана Бочарова

Налоговые органы и полиция — чем грозят бизнесу совместные проверки правоохранителей?

В нашей стране нерадивый налогоплательщик, а тем более — субъект налогового правонарушения, рискует ощутить на себе всю карающую мощь государственной власти в лице сразу двух репрессивных структур: налогового ведомства (ФНС) и органов внутренних дел (ОВД). Каким образом могут сотрудничать налоговики и полицейские? Что может противопоставить им налогоплательщик? Попробуем разобраться.

Существует несколько законодательно закреплённых форм взаимодействия между фискальным ведомством и полицией. Одна из них – обмен информацией (см. статью 36 Налогового кодекса РФ). Эти межведомственные взаимоотношения становятся актуальными для предпринимателей в тех случаях, когда на основе такого обмена сотрудники ОВД принимают участие в налоговых проверках.

По закону сотрудники ФНС обязаны направить соответствующие сведения в органы, уполномоченные возбуждать уголовные дела при выявлении признаков состава налогового преступления. В то же время фискальным органам также могут быть интересны сведения, которыми располагают правоохранительные органы, в том числе и те, которые стали им известны при проведении мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — закон об ОРД). При этом, такие сведения должны предоставляться фискальному ведомству даже без их запроса в тех случаях, когда следователь решает, что участие налоговиков при расследовании преступления необходимо. Закон устанавливает для этого конкретный срок: материалы следует направить по инстанциям в течение 10 рабочих дней с того момента, когда компетентный субъект выявил наличие соответствующих обстоятельств. Кстати, налоговые инспекторы могут в дальнейшем приобщать в качестве доказательств эту информацию. Но для этого требуется соблюсти одно непременное условие: способы получения и методы оформления таких сведений должны полностью соответствовать требованиям к доказательствам закона об ОРД.
Ведомственные документы (например, инструкция, утверждённая приказом МВД РФ № 495 от 30.06.2009) закрепляют необходимые реквизиты официального уведомления налоговиков со стороны органов внутренних дел, но апеллировать в суде по поводу нарушений при оформлении таких писем не стоит. Судебная практика показала, что такое нарушение не считается основанием для исключения из дела таких доказательств. Аргументация: вышеуказанный приказ носит только рекомендательный характер, а потому его неполное соблюдение нельзя считать серьёзным процессуальным нарушением. Налоговые органы, получив информацию от коллег из ОВД, обязаны в течение тех же 10 дней на неё отреагировать: назначить проверку (выездную либо камеральную) или отказаться от проведения таких контрольных мероприятий. Отказ, разумеется, должен быть мотивированным: либо по мнению налоговиков в материалах ОВД отсутствуют признаки состава налогового преступления, либо обозначаются объективные условия, препятствующие проведению проверки. Законодательно закреплены и процессуальные сроки для реакции фискального ведомства на информацию ОВД: выездная проверка должна проводиться в том же квартале, когда поступила информация из ОВД. При проведении проверки камеральной должен учитываться срок представления проверяемой организацией декларации за соответствующий налоговый период. Если предполагаемое налоговое преступление совершено в то время, которое не попало в данный период – она проводиться не может. О том, когда представители ОВД могут (или должны) принимать участие в проверках, мы скажем позже. Но даже в тех случаях, когда фискальное ведомство проводит проверку самостоятельно, оно обязано уведомить о её результатах следователя. В любом случае, если налоговики, получив уведомление ОВД о наличие признаков преступления, соглашаются с этой точкой зрения, они обязаны направить запрос на участие полиции в выездной проверке.

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (см. п. 28 ч. 1 ст. 13) предусматривает иные случаи, когда сотрудники ОВД также обязаны принимать участие в выездной проверке налоговых органов при наличии запроса с их стороны по следующим основаниям:

  • необходимость участия сотрудников полиции в проведении таких следственных действий, как выемка документов, опрос, осмотр офиса и т.п.;
  • противодействие противоправным действиям проверяемых лиц, которые препятствуют налоговым инспекторам при осуществлении ими своих законных действий, в том числе и с угрозой для их здоровья и жизни.

Кроме того, привлечение сотрудников ОВД к контрольным налоговым мероприятиям возможно и по общим основаниям: для проверки фактов возможного нарушения налогового законодательства. Точка зрения ФНС России по этим вопросам конкретизируется в письме от 25.07.13 № АС-4-2/13622.

Здесь говорится о том, что участие в проведении выездных контрольных мероприятий сотрудников ОВД необходимо, когда выявлены признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество, в том числе и при необоснованных возмещениях НДС), 198 – 199.

2 (неуплата налогов и сокрытие имущества, за счёт которого можно произвести взыскание этих налогов).

Основанием для привлечения полицейских к проведению проверки могут стать факты противодействия её проведения. К ним налоговики относят как смену учредителей, так и поспешную смену адреса проверяемой организацией, её реорганизацию либо вообще ликвидацию. Разумеется, без внимания налоговиков не останутся и подозрительные действия налогоплательщика в форме банкротства, которые наводят на мысли фиктивном или преднамеренном характере последнего. И, конечно, однодневки. Любая информация о том, что в цепочке продаж присутствует подозрительное звено (например, компания, которая зарегистрирована по утерянному паспорту) вызовет включение в состав выездной налоговой проверки сотрудников ОВД. Практика показывает, что привлечение к проведению налоговой проверки полиции проводится налоговиками весьма оперативно: буквально в тот же день, когда выявляются соответствующие обстоятельства. Этому способствует закон, который позволяет привлекать полицию, как до начала проверки, так и в ходе её проведения. При этом правила поведения сотрудников ОВД и ФНС при проведении выездной налоговой проверки регламентируются разными нормативными актами. Фискальное ведомство должно соблюдать процессуальные нормы налогового законодательства, а полицейские подчиняются требованиям всё того же закона об ОРД. Общее руководство проверкой возлагается на должностное лицо фискального ведомства. Оградить налогоплательщика от неприятных последствий при общении с налоговыми органами (и тем более – с полицией) способны только его собственная аккуратность, внимательность и максимально законопослушное поведение. Могут ли предприниматели воспрепятствовать доступу к информации со стороны правоохранительных органов? Напрямую это невозможно. Однако, способы все же есть. Нужно просто применять меры информационной защиты, которые допускаются законодательством об охраняемой тайне (в том числе, тайне коммерческой). Ведь основными распространителями информации (в том числе и конфиденциальной) являются люди: ваши сотрудники, партнёры, контрагенты. Наведите в этом деле порядок — организуйте надёжные способы хранения потенциально опасных сведений, включите в трудовые договоры и должностные инструкции сотрудников компании положения об ответственности за разглашение коммерческой тайны, оформите приказом перечень сведений, которые вы относите к категории коммерческой тайны (при этом посмотрите, чтобы этот перечень не противоречил закону).

Если информация уже просочилась в правоохранительные органы, и эти сведения пытаются использовать против вас – попробуйте обратить внимание суда на процедурные нарушения, имеющие место при её сборе и оформлении. Для этого вам потребуется внимательно изучить соответствующие разделы закона об ОРД и (Уголовно-процессуальный кодекс Статья Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Кроме того, можно попробовать обратить в свою пользу процедурные нарушения, которые иногда допускает полиция и налоговое ведомство при проведении контрольных налоговых мероприятий (обратите внимание, к примеру, на сроки, о которых упоминалось выше). И, наконец, не стоит подставлять себя и давать налоговым органам формальный повод для привлечения к проведению выездной проверки полиции. Тогда мы можем смело говорить: «Нас пугают – а нам не страшно».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *