Саморегулируемые организации смогут рассматривать жалобы на нарушителей рекламного законодательства и принимать по ним решения. У них будут полномочия обжаловать в суде нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, а также органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Федеральная антимонопольная служба разработала законопроект о внесении поправок в законы «О рекламе» и «О саморегулируемых организациях», следует из информации на портале проектов нормативных правовых актов.
Законопроект предполагает, что теперь саморегулируемые организации могут пресекать нарушения законодательства в сфере рекламы.
Такая саморегулируемая организация представляет собой профессиональное объединение рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
По задумке антимонопольного ведомства, она должна представлять интересы потребителей. Действовать она будет на основании соглашения с ФАС.
При этом, у неё должны быть зарегистрированы представительства или филиалы не менее чем в десяти субъектах РФ, а в её состав должны входить не менее пяти компаний каждого вида: рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители. При этом, каждая компания должна фактически осуществлять деятельность на рекламном рынке не менее пяти лет и не менее чем в пяти субъектах РФ.
Организация будет участвовать в рассмотрении антимонопольным органом любых дел, которые возбудили по вопросам нарушения рекламного законодательства. Кроме того, она сможет обжаловать в соответствующем суде нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, а также органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Она сможет разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми её членами требования к рекламе и осуществлять контроль за соблюдением ими законодательства.
Помимо этого, саморегулируемая организация сможет рассматривать жалобы и заявления на рекламу от любых лиц в отношении любого рекламодателя и выносить решение о соответствии рекламы нормам российского законодательства. У неё также будет право выдавать предписания об устранении нарушения предполагаемому нарушителю.
В полномочиях организации будет сбор, обработка и хранение информации о деятельности её членов. Она также сможет проводить предварительную проверку рекламных материалов на платной основе по запросам членов саморегулируемой организации.
Кроме того, саморегулируемая организация будет иметь право направлять мотивированные запросы о предоставлении необходимых для рассмотрения спора документов.
Обжаловать решения саморегулируемой организации можно будет в судебном порядке в течение трёх месяцев.
Ранее, в апреле, Федеральная антимонопольная служба подвела итоги нарушению законодательства о рекламе за 2019 год. . Из отчёта следует, что по всей стране ведомство возбудило 4 068 дел и пресекло 7 056 нарушений.
Кроме того, антимонопольный орган возбудил 4 315 дел об административных правонарушениях, а общая сумма наложенных штрафов составила 114,5 млн руб.
Больше всего нарушений ФАС зарегистрировала при распространении недостоверной рекламы — 22,4% от всех.
Подробнее >>>
«ФАС-ЛИКБЕЗ: Закон о рекламе»: типичные нарушения и разъяснения ФАС (Полная версия)
В первую очередь, новгородские компании остро интересовал вопрос о способах защиты их прав в сфере рекламы. Участники стола обсудили возможность создания СРО в Новгороде (подробнее об этом читайте в материале «Итоги круглого стола ФАС-ЛИКБЕЗ: создание рекламного СРО» и спросили, как ещё можно защитить себя от штрафов или недобросовестной конкуренции.
«В законе о рекламе есть очень много спорных моментов», — открыла тему Виктория СПИРИДОНОВА, Председатель Клуба маркетологов при НТПП, организатор и модератор встречи. – «К примеру, в той же нашумевшей рекламе НОТ, где был использован образ козла и которую признали неэтичной.
Меня лично эта реклама вообще нисколько не задела. А её посчитали оскорбительной. Может, тогда мы тоже объединимся, создадим некую экспертную организацию, напишем вам ходатайство? К примеру, на базе Клуба маркетологов.
По крайней мере, два-три человека мы сможем найти и раз-два раза в месяц собираться для анализа спорных ситуаций».
Роман ЛУЧНИКОВ, начальник отдела контроля размещения заказов и рекламы Новгородского УФАС России:«При ФАС России есть Экспертный совет, куда входит множество специалистов – лингвисты, социологи, психологи и другие. В том числе и специалисты по рекламе, маркетологи.
Процедура создания и порядок работы Экспертного совета прописаны в положении о нём. Вопрос в том, получится ли такое в Новгороде… Но, если вы готовы к такому шагу, тогда это нужно делать. Мы вас поддержим и будем тогда вместе контактировать с центральным аппаратом ФАС по этому вопросу».
«А как? Есть ли смысл тогда вообще создавать этот совет?», — бурно отреагировали в ответ участники стола.
«Да, это может иметь смысл, особенно при разбирательстве в суде», — ответил ЛУЧНИКОВ. – «Уже есть практика, когда сторонние исследования учитывались в суде. Но насколько они будут учтены судом в каждом конкретном случае – этого вам не скажет никто. Экспертные советы при территориальных органах ФАС сегодня не создаются, потому что у службы уже был печальный опыт в этой области.
Решения Экспертных советов территориальных органов ФАС часто оспаривались ответчиками в суде по различным причинам. Например, по тому, что квалификация членов совета не та. Нужны доктора, а не кандидаты наук и т.д.
К тому же, эти самые специалисты неохотно шли работать в совет, так как работа эта основана на добровольных началах и, как правило, никогда не оплачивается. И когда такая практика стала часто повторяемой, ФАС отказалась от создания советов при своих территориальных органах.
Все спорные ситуации со всех регионов РФ теперь отправляются на рассмотрение в Экспертный совет при центральном аппарате ФАС в Москву».
В положении о ФАС не прописана функция консультирования
«А можно ли позвонить в ФАС, посоветоваться, правомерна ли будет та или иная реклама?», — продолжили тему защиты своих прав в сфере рекламы маркетологи и рекламисты.
Роман ЛУЧНИКОВ: «Хороший вопрос. Но мы, увы, не юридическая консультация. В положении и внутренних документах службы не прописана такая функция, как консультирование лиц по вопросам рекламы. Хотя на самом деле такие консультации мы даём.
К примеру, когда возникает спорная ситуация. Правда, звонков не столь много. И не хотелось бы, чтобы их было много. Потому что тогда будут обращаться по делу и без дела. А реклама в работе моего отдела занимает всего лишь около 5% объёма. Остальное – контроль за госзаказами.
Поэтому реклама для нас как нелюбимая дочка.
К тому же, если мы будем давать устную консультацию, то впоследствии могут возникнуть неточности. К примеру, нам позвонит рекламодатель, объяснит суть дела с точки зрения своего понимания, видения, интересов. Мы проконсультируем, а на деле всё окажется не так. Рекламодатель может просто что-то неправильно истолковать или неправильно понять.
А потом он наверняка скажет: «А мне в ФАС так сказали». Поэтому я бы посоветовал вам обращаться за разъяснениями по спорным вопросам законодательства в центральный аппарат службы, там вам обязаны будут дать ответ в срок, установленный законом.
И их ответы будут более правомочны, чем наши: они в службе самая высокая инстанция и формируют единообразную практику применения законодательства по всей России».
Абсурдность закона о рекламе
Также участников сильно волновал вопрос трактовки некоторых статей закона о рекламе, написанных обобщённо. Ведь часто прописанная в законе истина становится абсурдом при применении на практике или благодатной почвой для происков конкурентов, так как некоторые положения закона можно трактовать весьма субъективно.
«В законе о рекламе о рекламе очень много несуразных вещей, — справедливо заявил Константин ДЕМИДОВ, юрист Новгородского областного телевидения.
– «К примеру, реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Но, если рекламу о себе даёт сам специалист, эта запись абсурдна… К тому же, если запись не помещается на объявлении и набрана мелким шрифтом, то по жалобе заявителя могут последовать весьма немалые штрафы для юр. лиц за то, что текст не читаем… Приходило ли в голову управлению систематизировать подобные вещи, чтобы не возникало таких нелепых ситуаций?».
Роман ЛУЧНИКОВ на это ответил, что раз-два в год они пишут в ФАС России отчёты, где вносят какие-либо свои предложения в закон о рекламе, которые формируются исходя из новгородской практики в сфере рекламы. Но не всегда получают на них отклик. «Мне кажется, инициатива должна исходить от предпринимательского сообщества.
Потому что в центральном аппарате службы наши предложения рассматривают, но не быстро. А вам, посторонним лицам, служба вынуждена будет ответить.
Более того, если там пойдет движение от ваших запросов, мы сможем подключиться и сказать, что да, это вызывает в нашей области абсурдные ситуации и излишне суровые санкции для бизнеса. А относительно шрифта – надпись о необходимости консультации со специалистом должна составлять не менее 5% от площади рекламного объявления.
Поэтому здесь ФАС пытается сохранять здравый смысл и следовать закону и отказывает тем жалобам граждан, для которых шрифт даже 5% рекламной площади кажется маленькими и нечитаемым».
Кегли шрифтов для наружной рекламы в Законе о рекламе не указаны. Кто и как определяет: читаем текст или нет?
«Меня интересует, есть ли какие установки по размеру шрифтов для наружной рекламы?», — был задан следующий вопрос.
– «К примеру, к нам из центрального офиса приходят рекомендации по рекламе, что шрифт в наружной рекламе должен быть не менее 3 см. Однако, к нам потом могут возникнуть претензии, что этот шрифт для кого-то не читаем.
Требуемые кегли шрифтов в законе не указаны. И как тогда определять, для кого тот или иной шрифт читаем, а для кого нет. Это же всё очень субъективно?».
«Да. Я абсолютно согласен с Вами», — ответил ЛУЧНИКОВ. – «В нашей практике бывали даже такие случаи, когда в рекламе была указана вся нужная информация в необходимом объёме, и в компьютерной вёрстке и шрифт, и цвет были видны и хорошо читаемы.
Но в результате распечатки оказалось всё совсем наоборот – информация было плохо видна и практически не читаема. Но в таких случаях и тех, которые описали Вы, мы со своей стороны всё-таки стараемся не терять здравый смысл и не усердствовать со штрафами, как, возможно, это кажется вам.
Если реклама соответствует закону, для её чтения не нужна лупа человеку с нормальным зрением, то мы дело не возбуждаем».
Реклама алкогольной продукции:
100 метров от забора и скрытая реклама (фотоотчеты с мероприятий)
Участники стола также выяснили, что наружная реклама алкогольной продукции должна распространяться не ближе 100 метров от детских и образовательных учреждений и расстояние это рассчитывается от зданий и сооружений, примыкающим к ним (если у школы, к примеру, есть забор, то расстояние до рекламы считается от него, а не от школы). «Если реклама распложена относительно учреждения в зоне прямой видимости», — заметил ЛУЧНИКОВ, — «то расстояние считается по кратчайшему пути — между двумя точками мысленно пролагается прямая линия. Если не в зоне прямой видимости, то по проходимости».
Обсуждался и вопрос скрытой рекламы и что будет ею считаться.
К примеру, в печатном СМИ размещаются фотоотчёты с вечеринок, где люди стоят около барной стойки с логотипами производителей алкоголя, пьют алкогольные коктейли. Материал редакционный и никем не проплачен.
Нужно ли в таких случаях указывать фразу: «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью». Ведь эта фраза по закону должна занимать 10% от объёма площади материала.
Роман ЛУЧНИКОВ ответил, что для подстраховки лучше указать. Хотя опять-таки каждый случай рассматривается отдельно. К примеру, в своё время была оштрафована телекомпания за сюжет, посвящённый приготовлению алкогольных коктейлей. Хотя изначально он был нерекламным. «В Вашем случае фотоотчёт, скорее – это не реклама.
И вопрос в том, посчитают ли его рекламным или нет, будет зависеть от того, как Вы сделаете фотографии. К примеру, если крупным планом будет сфотографирована бутылка алкоголя, то, да, это могут посчитать рекламой и подать на вас жалобу. А если взять другой ракурс, где баннеры алкоголя служат фоном, то здесь уже можно поспорить.
То же самое и с текстом. Например, фирма Х выступает спонсором мероприятия Y. Упоминание фирмы Х в материале в качестве спонсора мероприятия Y не будет считаться рекламой.
Однако, если о фирме в тексте упоминается чаще, чем о самом мероприятии, о ней даётся справка или рассказывается об её товарах или услугах, то тут может возникнуть сомнение относительно «нерекламности» материала».
Иностранные слова не запрещены, но будьте осторожны
«А что касается использования иностранных слов в рекламе — их можно использовать или нет?», — задали маркетологи ещё один вопрос начальнику отдела контроля размещения заказов и рекламы Новгородского УФАС России. Ведь, к примеру, как заметили участники стола, одну компанию оштрафовали за то, что она на витрине написал «SALE», а не распродажа, и ввела тем самым, по мнению ФАС, в заблуждение потребителя.
— На самом деле запрета на использование в рекламе иностранных слов нет», — ответил Роман ЛУЧНИКОВ. – «Но есть момент — реклама в соответствии с законом должна распространяться на русском языке.
То есть, как минимум подавляющая часть информации в рекламе должна быть изложена на русском языке и адекватно восприниматься большинством потребителей. Когда мы с коллегами обсуждали этот случай про SALE, я спросил, как они думают, есть ли здесь нарушение.
Они ответили, что может быть, ведь некоторые люди с их уровнем «знания» иностранных языков прочитают надпись как «сало». То есть придут за салом, а там не сало, а распродажа штанов. Глупо, да. Но реклама ввела потребителя в заблуждение – так посчитал суд.
Если игра слов подразумевает какую-то двусмысленность, будьте готовы к тому, что кто-то может её не понять или понять неправильно».
«А как быть с использованием иностранных слов, которыми называются те товары и услуги, которые не имеют перевода на русский язык или транслита», — прозвучал следующий вопрос. «Например, как с технологией двигателя EcoBoost в рекламе автомобиля. Что делать? Нарушать торговую марку производителя авто и писать её название на русском языке? Это же тогда будет нарушением его прав?»
«Коллеги, здесь опять-таки должен преобладать здравый смысл», — ответил ЛУЧНИКОВ.
– «И, если технология не имеет другого названия или перевода на русский, то о безусловном во всех случаях введении в заблуждение потребителя здесь не может идти речи.
Если я, к примеру, не знаю, что такое EcoBoost, это вовсе не значит, что меня автоматически ввели в заблуждение использованием в рекламе этих иностранных слов».
«Чёрный список» рекламодателей
В заключение круглого стола предприниматели и маркетологи города спросили у представителя УФАС о том, есть ли «чёрный список» недобросовестных рекламодателей России. Роман ЛУЧНИКОВ ответил, что такого списка нет, и что составлять его бы не стоило, так как каждый может ошибиться, и сразу включать его за это в «чёрный список» будет некорректно.
- «А если Вы сомневаетесь в законности рекламы тех или иных товаров и услуг, лучше вовсе отказаться от такой рекламы», — добавил ЛУЧНИКОВ, — «или предпринять все действия для дополнительной подстраховки себя от недобросовестных рекламодателей (снять копии лицензий, сертификатов в случае необходимости их для рекламы, поставить подпись рекламодателя на оригинал-макете, чтобы потом он не имел к вам никаких претензий и к вам их не возникло с чей-либо стороны)».
- К тому же, как добавил Дмитрий ВЕРТКОВ, директор ОГУ АИК, в таких случаях лучше всего прописывать отдельным пунктом в договоре то, что рекламораспространитель не несёт ответственности за информацию, предоставленную рекламодателем, что практически исключает возможность привлечения рекламо распространителя к ответственности за содержание информации в рекламе.
- Круглый стол закончился бизнес-завтраком, а Романа ЛУЧНИКОВА ещё долго окружали новгородские рекламисты и маркетологи, продолжая задавать ему вопросы.
Клуб маркетологов при НТПП и журнал «Бизнес. Великий Новгород» благодарят Группу Компаний «CASA DEL MAR» за предоставленное для круглого стола место — летнее кафе «ТERRAZA».
Записала Елена СТРАННИКОВА
ФАС России от 24.05.2018 N ИА/37283/18
"О порядке осуществления антимонопольного контроля в сфере наружной рекламы"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 24 мая 2018 г. N ИА/37283/18
- О ПОРЯДКЕ
- ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ
- НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.
1 части 2 протокола совместного заседания Президиумов ФАС России, ООО МиСП «ОПОРА РОССИИ» и НП «ОПОРА», состоявшегося 12 декабря 2017 года, а также в соответствии с пунктом 5 протокола заседания Комиссии по рекламе «ОПОРЫ РОССИИ», состоявшегося 12.03.
2018, ФАС России совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ» необходимо разработать стандарт фиксации правонарушений в сфере регулирования размещения наружной рекламы, типовой алгоритм реагирования на такие правонарушения и направить его в территориальные управления ФАС России.
ФАС России в целях формирования единообразия правоприменения по вопросу выявления и пресечения фактов нарушения антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы сообщает следующее.
По имеющейся информации, в муниципальных образованиях имеют место случаи установки и эксплуатации рекламных конструкций на частных территориях с нарушением Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе):
- — рекламные конструкции установлены не на тех местах, на которые выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (в большинстве случаев смещение рекламных конструкций происходит в сторону полосы отвода автомобильной дороги), то есть, по сути рекламные конструкции эксплуатируются без действующих разрешений;
- — конструкции установлены без соответствующих договоров с собственниками земельных участков;
- — рекламные конструкции не включены в Схему размещения рекламных конструкций на территории муниципальных образований.
- Указанные действия могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в сфере наружной рекламы и свидетельствуют о признаках нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
- В случае выявления фактов незаконной установки рекламных конструкций, в том числе на недвижимом имуществе, находящемся в частной собственности, необходимо принимать меры антимонопольного реагирования, предусмотренные антимонопольным законодательством.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе.
При этом данная же норма определяет последствия выявления конструкции, установленной и эксплуатируемой без соответствующего разрешения — такая конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.
Неисполнение указанной обязанности органом местного самоуправления может подпадать под признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Части 10, 21, 21.1, 21.2, 21.
3 статьи 19 Закона о рекламе предусматривают действия органов местного самоуправления в случае выявления рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также действия органа местного самоуправления, если владелец рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без действующего разрешения, не выполнит предписание органа местного самоуправления.
При отсутствии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, такая рекламная конструкция должна быть демонтирована, в том числе в порядке, предусмотренном частями 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе.
Статья 39.
1 Закона о защите конкуренции предусматривает в случае выявления признаков нарушения статьи 15 данного Закона выдачу антимонопольным органом хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации предупреждения в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Такое предупреждение антимонопольного органа, по мнению ФАС России, должно содержать указание на необходимость совершения органом местного самоуправления действий, направленных на демонтаж рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без действующего разрешения, в том числе в порядке, предусмотренном частями 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе.
Полномочия антимонопольного органа, а также порядок действий и сроки их осуществления при поступлении в территориальное управление антимонопольного органа на рассмотрение обращений с жалобами на нарушение антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы, закреплены в приказе ФАС России от 25.05.2012 N 339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации» (далее — Регламент).
В соответствии с пунктом 3.13 Регламента заявление, материалы, указывающие на то, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории двух и более субъектов Российской Федерации, направляются соответствующими территориальными органами в ФАС России для решения вопроса о рассмотрении этого заявления, материалов, уведомив об этом заявителя.
В случае необходимости ФАС России может запросить у территориального органа любые заявление, материалы для своего рассмотрения по собственной инициативе.
Вопрос о принятии ФАС России к своему рассмотрению либо о передаче заявления, материалов на рассмотрение соответствующему территориальному органу в соответствии с пунктом 3.
14 Регламента решается ФАС России в течение семи рабочих дней со дня поступления в ФАС России этих заявлений, материалов, дел с уведомлением об этом территориального органа, направившего в ФАС России заявление, материалы, в течение двух рабочих дней.
- При этом, исходя из положений пункта 3.15 Регламента заявления, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, рассматриваются:
- — соответствующим территориальным органом ФАС России по месту совершения нарушения либо по месту нахождения органа, в отношении которого поданы заявление, материалы;
- — ФАС России независимо от места совершения нарушения либо места нахождения органа, в отношении которого поданы заявление, материалы.
Заявления, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3.16 Регламента рассматриваются ФАС России.
При этом, в соответствии с пунктом 3.17 Регламента антимонопольный орган может передать заявление, материалы для рассмотрения в соответствующий антимонопольный орган с учетом положений пунктов 3.12 — 3.15 Регламента, уведомив об этом заявителя, в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления, материалов либо со дня установления указанных обстоятельств.
ФАС России обращает внимание руководителей территориальных органов на неукоснительное соблюдение сроков проведения административных процедур и осуществлении процессуальных действий при осуществления мер антимонопольного реагирования на нарушения в сфере наружной рекламы.
- При этом, в ходе рассмотрения жалоб на нарушение антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы в случае необходимости сотрудники территориального управления антимонопольного органа вправе обратиться в центральный аппарат ФАС России для получения соответствующего разъяснения порядка применения норм антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о рекламе.
- Кроме того, обращаем внимание руководителей территориальных органов ФАС России, что при поступлении обращений с жалобами на нарушение антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы, в случае, если представленных вместе с обращением документов и информации недостаточно для установления факта нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов местного самоуправления, целесообразно провести внеплановую документарную либо выездную проверку в отношении органа власти в целях проверки его действий на соответствие требованиям антимонопольного законодательства, а также получения документов и информации, необходимых для квалификации соответствующего нарушения.
- При этом форму проведения внеплановой проверки (документарная/выездная) следует определять исходя из предварительной квалификации правонарушения, указанного в поступившем обращении, а также объема документов, требуемых антимонопольному органу для установления факта нарушения антимонопольного законодательства и сбора необходимых доказательств.
Правовыми основаниями проведения внеплановой выездной проверки при данных обстоятельствах будут являться: пункт 11 части 1 статьи 23, статьи 24, 25, 25.1 Закона о защите конкуренции.
- В процессе проведения внеплановой выездной проверки в отношении органа местного самоуправления для достижения максимального результата целесообразно провести комплекс мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки:
- 1) оценку документов и информации проверяемого лица, в том числе документов и информации, выполненных в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях;
- 2) осмотр территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица с производством при осуществлении осмотра фотосъемки и видеозаписи;
- 3) копирование документов и информации проверяемого лица, которые будут приобщены к акту проверки, в том числе документов и информации, выполненных в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях;
- 4) получение объяснений;
- 5) иные мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки.
- Учитывая изложенное, ФАС России поручает руководителям территориальных органов ФАС России довести указанный порядок осуществления антимонопольного контроля в сфере наружной рекламы до сведения непосредственных исполнителей, а также обеспечить контроль соблюдения сроков и процедур при рассмотрении обращений с жалобами на нарушение антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы.
И.Ю.АРТЕМЬЕВ
Глава управления ФАС: закон о рекламе опаздывает за действительностью
Начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина рассказала в интервью ТАСС о том, когда ведомство получит право на блокировку сайтов с рекламой онлайн-казино, какие отрасли чаще всего нарушают нормы законодательства, как ФАС работает с «провокационными» кампаниями и сможет ли вернуться в России реклама пива.
— Какое количество дел о нарушении закона о рекламе на данный момент возбуждено ФАС, какую тенденцию вы прослеживаете, какова динамика по сравнению с прошлым годом?
— Ежегодно антимонопольные органы возбуждают порядка 4,5–5,5 тыс. дел по фактам нарушения в рекламе по всей стране. В прошлом году этот показатель составил 3970 дел.
В центральном аппарате у нас на данный момент возбуждено около 30 дел — что-то уже рассмотрено, что-то находится в стадии рассмотрения, — примерно такое же количество дел, как и в прошлом году.
В течение нескольких лет подряд самые часто выявляемые нарушения связаны с размещением рекламы по сетям электросвязи. Здесь имеются в виду sms-сообщения или электронная почта, на которую поступает реклама без согласия абонента.
К сожалению, таких нарушений довольно много — за последние несколько лет около 20% всех выявленных нарушений приходится именно на эту категорию.
Мы также отмечаем много нарушений в рекламе финансовых услуг, размещаемой банками и микрофинансовыми организациями.
— Какие претензии у ФАС к рекламе финансовых услуг?
— Основное нарушение — это указание в рекламе финансовых услуг одного существенного условия, но замалчивание обо всех иных условиях, которые определяют стоимость услуги для клиента. К примеру, в рекламе указывается процентная ставка по кредиту, но отсутствует информация о сроке и сумме, необходимых для получения кредита по такой ставке.
То есть рекламируется наиболее привлекательная и низкая ставка, но при этом не указываются достаточно тяжелые условия для попадания под эту ставку.
Получается, что реклама в общем достоверна, по заявленной в ней ставке кредиты выдаются, но только при определенных условиях, и об этом в рекламе либо не говорится в принципе, либо прописано очень мелким текстом.
Вот, например, мы рассматривали рекламу банка. В рекламном телевизионном ролике крупным шрифтом сообщалось «…Кредит наличными 12,9%», а в его нижней части мелким шрифтом и на очень короткое время размещались сноски.
Они-то и указывали на иные условия, при соблюдении которых можно было получить кредит с такой процентной ставкой: не менее 500 001 рубля, но не более 1 млн рублей и сроком от 12 до 60 месяцев. Если же сумма кредита составит менее 500 тыс.
рублей, то процентная ставка ощутимо вырастет.
Такая форма и время размещения текста сноски не позволяют потребителям прочитать текст в отличие от информации о процентной ставке по кредиту, которая приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях, влияющих и определяющих стоимость кредита.
— Каким должен быть текст в рекламе, чтобы соответствовать всем требованиям?
— По закону, если указано хотя бы одно условие, то также все иные условия должны быть указаны в рекламе.
Если они написаны таким образом, что они не воспринимаются — мелкий шрифт или, в случае демонстрации рекламы на телевидении, текст быстро сменяется, — такая информация рассматривается как отсутствующая, и, соответственно, мы такие случаи рассматриваем как неуказание тех условий, которые предусмотрены в законе.
К сожалению, таких нарушений довольно много, особенно в сфере финансовых услуг. Но я должна оговориться: не любой мелкий шрифт является нарушением закона — вопрос именно в восприятии. Для наружной рекламы, например, шрифт должен быть крупнее, чтобы потребитель воспринял информацию просто проходя или проезжая мимо.
Деталей очень много. Если реклама расположена на большом щите, который поднят на пять метров над землей, то однозначно шрифт должен быть крупным.
Если же это реклама на пилоне, который стоит на автобусных остановках, понятно, что текст может быть более мелким, так как человек, ожидающий автобуса, может вчитаться.
Более мелкий текст допустим в газетах или в буклетах, предполагается, что потребитель читает прессу не на ходу.
— Какие еще нарушения в размещении рекламы вы отслеживаете?
— У нас было несколько дел в этом году, когда мы рассматривали рекламу, размещаемую в радиопрограммах, в которой по сути были «скороговорки». Там речь шла о предложениях продажи квартир в новостройках, реклама долевого строительства.
Закон требует, чтобы в такой рекламе было указано место размещения проектной декларации, но в ролике на радио озвучка этой информации была сильно ускорена.
То, что в печатной рекламе пишется мелким текстом, на радио убыстряют.
Иногда такое убыстрение выполнено надлежащим образом, оно на слух воспринимается тяжеловато, но все же обычный гражданин, не ожидающий начала рекламы по радио, вполне сможет разобрать, о чем ему сообщают.
А мы рассматривали такие дела, когда всем отделом слушали по несколько раз запись и пытались разобрать, какие там вообще произносятся слова. Пока нам не принесли распечатку рекламы, угадать, о чем идет речь, у нас не вышло. Конечно, мы посчитали, что такая информация не доведена до потребителя, он ее не воспринимает. Поэтому вот такой не мелкий, а «быстрый» шрифт у нас тоже встречается.
— Вы упомянули нарушения в рекламе финансовых и строительных услуг. А какие еще отрасли «грешат» чаще всего?
— Достаточно часто встречаются, хотя их количество уже сокращается, нарушения в рекламе лекарственных препаратов, медицинских услуг.
Отмечу, что сокращение случаев нарушений в первую очередь произошло потому, что в прошлом году крупными фармацевтическими компаниями были подписаны рекомендации о рекламе безрецептурных лекарственных средств. Рекомендации были выработаны благодаря той практике, которую ФАС сформировала в 2017 году.
Тогда мы возбудили порядка 30 дел по рекламе лекарственных средств, в которой гарантировалась эффективность этих препаратов. Нельзя в рекламе обещать, что лекарство избавит, излечит.
Мы поняли, что в целом в отрасли что-то не так, что компании массово используют в своей рекламе указания на гарантию эффективности лекарства.
По итогам этих 30 дел, часть которых даже прошла через судебное обжалование, компании поняли, что им нужны рекомендации, чтобы своих юристов и маркетологов как-то разумно ограничивать и не допускать новых встреч с антимонопольным органом при рассмотрении дела. Фармкомпании выработали эти рекомендации на основе нашей практики и в прошлом году их подписали. ФАС России активно участвовала в этом процессе, мы оценивали в том числе и текст, который был включен в рекомендации.
Как результат, заметно снизилось количество нарушений в данной сфере по сравнению с количеством, которое фиксировалось в 2017 году. Сейчас еще иногда встречаются подобные нарушения, но это единичные случаи.
— Регламентируется ли как-то реклама, которая носит ярко выраженный сексуальный подтекст, или рекламные объявления, которые используют провокационные слоганы? В частности, были ли случаи запрета рекламы Burger King?
— В законе о рекламе есть норма о том, что запрещено использовать оскорбительные образы. Если какой-то образ носит некий двусмысленный характер, то он может быть признан непристойным и запрещен.
Это вопрос, который довольно часто рассматривается на экспертных советах при антимонопольных органах — консультативно-совещательных органах, которые помогают нам понять, как воспринимается та или иная реклама.
Такой вопрос требует не просто мнения антимонопольного органа, нам хочется узнать, как эту рекламу воспринимают потребители.
Чаще всего такие случаи рассматриваются с привлечением экспертных советов, либо делаются уточняющие запросы дополнительного мнения в адрес профильных ассоциаций.
К сожалению, такое встречается довольно часто. Например, зачем нужно рекламировать услуги шиномонтажа с использованием образа обнаженной женщины? Также довольно часто используются слова, которые похожи на нецензурные. Компания Burger King тоже свои продукты нередко популяризирует за счет подобной рекламы.
Так, например, мы рассмотрели дело, по итогам которого реклама Burger King была признана недопустимой. Рекламный слоган на автобусе гласил — «Едал такое». И все бы ничего, но буква «д» была написана, как буква «б», и, соответственно, слово читалось уже по-другому. При этом на комиссии компания заявляла, что такой шрифт был выбран совершенно случайно.
Бывают такие истории, когда нам приходится разбираться, действительно ли слова похожи на нецензурные. В таких случаях, если речь идет сугубо о словах, то мы можем попросить провести лингвистическое исследование.
— Контролируется ли каким-то образом поток рекламы в интернете? Почему так много рекламы онлайн-казино в интернете, хотя она законодательно запрещена?
— С рекламой в интернете все немного сложнее. В законе о рекламе нет каких-то отдельных норм, которые говорили бы о требовании к порядку размещения рекламы в Сети интернет. У нас есть отдельные требования для печатных СМИ, для телевидения, а для интернета пока нет. Понятно, что закон немножко опаздывает за действительностью.
Интернет очень активно развивается. Мы почти полностью перешли в интернет, соответственно, реклама тоже туда перетянулась. На сегодняшний день реклама в интернете регулируется только с точки зрения общих требований к рекламе: с точки зрения достоверности, этичности, корректности и так далее или требований к отдельным видам товаров.
При этом существуют определенные проблемы с пониманием зоны ответственности, которая должна относиться к нам как к контролирующему органу. Поскольку интернет — это все-таки всемирная сеть, а наш закон о рекламе распространяется только на территорию РФ, нам тоже нужно понять, на какую информацию из той, что находится в интернете, распространяются законы РФ.
Что касается онлайн-казино, проблема действительно большая. Реклама казино у нас запрещена в интернете, и в принципе, в поисковиках и на новостных сайтах она не появляется.
Такая реклама в большей степени характерна для сайтов с пиратским контентом, но не всегда эти сайты расположены в наших доменных зонах, поэтому не всегда возможно закрыть доступ к такому сайту. Мы эту проблему знаем и пытаемся решить.
Как вариант решения этой проблемы — наделение полномочиями антимонопольных органов, а именно правом вносить сайты, на которых размещается незаконная реклама казино, в реестр запрещенных сайтов, чтобы Роскомнадзор потом блокировал их.
— На какой стадии сейчас находится данное предложение?
— Пока это вопрос проработки, мы готовим предложения, и мы понимаем, что они могут вызвать определенную дискуссию. Как вариант, можно отправлять владельцу сайта одно-два предупреждения.
Если такое обращение было проигнорировано, то следующий шаг — принять решение о временной или постоянной блокировке таких сайтов. Мы планируем обсудить с Роскомнадзором все детали подробно.
Также мы обсуждаем это предложение с предпринимательским сообществом, которое как раз и заинтересовано в вычищении интернета от этой рекламы азартных игр.
Мы пока не готовили текст, который будет вынесен на обсуждение с ведомствами, но я думаю, что до конца года мы уже выйдем на уровень проработки конкретного предложения с ведомствами и поймем, что делать дальше. Пока что у нас много вопросов относительно того, в каком формате это все надо регулировать. Надеюсь, к концу года мы уже сформируем текст и он будет согласован.
— Существует противоречие в ГОСТах, когда один ГОСТ разрешает рекламу вдоль дорог, а другой запрещает. Как вы считаете, допустима ли такая реклама или она все-таки опасна для водителей?
— ГОСТ 2017 года, который вносил противоречия в ранее принятый документ, не вступил в силу, так как был отсрочен до 1 июля 2019 года. Сейчас действует ГОСТ Р 52044-2003, он 2003 года. В него были внесены изменения в 2016 году, которым предшествовало долгое обсуждение, связанное с тем, где можно размещать рекламные конструкции.
Изменения как раз касались того, чтобы разместить рекламу, которая не мешала бы водителю, не загораживала знаки дорожного движения. При подготовке этих изменений в ГОСТ нам демонстрировали результаты испытаний, которые исследовали реакцию водителя на рекламу: она была одним из последних факторов отвлечения внимания водителя за рулем, показатель был очень низкий.
Это лишний раз подтверждает, что водитель за рулем на рекламу чаще всего не обращает внимания.
С учетом этих исследований мы посчитали правильным то, что смысл регулирования состоит не в том, чтобы полностью убить наружную рекламу и запретить эту деятельность как таковую, но установить правила, которые позволят размещать рекламу, но при этом не создавать опасных ситуаций на дорогах. Как раз такие изменения и были приняты в 2016 году.
Другой ГОСТ, Р 50597-2017, принятый в 2017 году, касается автомобильных дорог. Там говорилось, что на автомобильных дорогах не допускается размещение посторонних предметов и далее в скобках: в том числе рекламных конструкций.
К нам обратились рекламные сообщества, обеспокоенные такой ситуацией, поскольку так вот, без уточнений, без обсуждений, был принят новый документ, который противоречит ранее принятому, который проходил с большими дискуссиями. В этот ГОСТ были внесены изменения, и надеюсь, что это противоречие между двумя ГОСТами уйдет.
Мы со своей стороны предлагали либо просто исключить вопросы, связанные с рекламой, из ГОСТа про автомобильные дороги, либо их каким-то образом увязать с действующим ГОСТом по рекламным конструкциям, чтобы, соответственно, правила установки рекламной конструкции регулировались тем ГОСТом, который эти правила устанавливает, а не дорожным ГОСТом.
Такие изменения должны появиться.
— ФАС ранее говорила о том, что необходимо увеличить долю наружной рекламы МСП до 20%, так как это будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства. На каком этапе сейчас находится этот проект?
— Законопроект, который предполагает выделение доли в 20% для МСП при проведении торгов на установку рекламных конструкций, был принят в первом чтении, сейчас он готовится ко второму. Мы готовим правительственные поправки, в которых будет чуть больше вопросов, связанных с правилами проведения торгов на заключение договоров на установку рекламных конструкций.
Нам было высказано замечание, связанное с тем, что нет единого порядка проведения торгов в этой сфере, и сейчас по этим замечаниям ведется работа, формируются правила торгов.
Сейчас действительно нет единого порядка, каждый орган местного самоуправления, который проводит торги на право заключения договора на установку рекламных конструкций, сам для себя пишет правила их проведения.
Поправки находятся в стадии активного обсуждения, и, надеюсь, до осени они попадут в Госдуму, а к концу года этот законопроект будет принят во втором чтении. Это полезный проект. Если наши предложения пройдут, то у нас будет единая система торгов в сфере рекламы для всех регионов.
— Как вы считаете, сможет ли вернуться реклама пива?
— Реклама пива была разрешена до конца декабря 2018 года. Эти временные нормы касались размещения рекламы на спортивных объектах или во время спортивных трансляций.
Это было связано с тем, что страна принимала чемпионат мира по футболу и надо было обеспечить права спонсоров мероприятия, в число которых входили пивоваренные компании.
Соответственно, эти несколько лет, когда существовала возможность размещения рекламы пива на спортивных объектах, показали, что данное разрешение не повлияло на рост потребления пива. Сейчас возникает вопрос, возобновлять разрешение такой рекламы или нет. По сути, следует оценить обоснованность существующего ограничения.
Сейчас, при действующем законодательстве, когда речь идет о проведении матчей за пределами РФ, которые транслируются сюда, мы часто видим на бортах спортивных стадионов рекламу алкогольной продукции.
Норма, прописанная в законе, говорит, что трансляция рекламы с места события не рассматривается как размещение рекламы на телевидении, поэтому такая реклама не нарушает запрет на рекламу алкоголя в телепрограммах.
Как представляется, дискуссия на эту тему будет продолжаться.
Беседовала Ксения Смирнова
Фас против: 11 рекламных кампаний, заблокированных по решению ведомства — маркетинг на vc.ru
За последние несколько лет у ФАС неоднократно возникали претензии к рекламе «Мегафона». В октябре 2014 года регулятор возбудил административное дело из-за серии рекламных роликов, где школьник накануне Дня знаний просит родителей купить ему планшет Megafon Login 3.
ФАС возмутило то, что в роликах представлено несоответствие заявленной и фактической розничной цены: в рекламе крупным шрифтом указывается (и голос за кадром это дублирует), что планшет можно приобрести за 1990 рублей. Однако ниже следует примечание: цена действует только при одновременном подключении определенного тарифного плана и внесении абонентской платы.
Также в примечании сообщается, что розничная стоимость устройства без подключения дополнительных опций составляет 3790 рублей, однако по данным ФАС, приобрести планшет по указанной цене не представляется возможным, «поскольку данный товар реализуется исключительно в комплекте с дополнительной опцией».
Регулятор определил, что ролики нарушают несколько статей Федерального закона «О рекламе»: вводят потребителей в заблуждение о конечной стоимости планшета, манипулируют несовершеннолетними, чтобы они убеждали родителей в необходимости покупки рекламируемого товара, а также создают искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка.
В результате ФАС направила мобильному оператору предписание об устранении нарушений, а также штраф, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — от 100 до 500 тысяч рублей.
В сентябре 2015 года использование мелкого шрифта в рекламе мобильного оператора снова привлекло внимание ФАС, причем по наводке дочерней компании МТС «Сибинтертелеком». В ролике с участием Дмитрия Дюжева покупателю предлагалось купить в офисе «Мегафона» смартфон MegaFon Login+ по цене 4 990 рублей.
Однако для этого пользователю требовалось дополнительно подключить тарифный план «Все включено М» или опцию «Интернет S», а также внести абонентскую плату за определенный период. ФАС вынесла предписание заблокировать ролик.
2. МТС и мимикрия
МТС также создавала рекламу, вызывавшую нарекания ФАС. В январе 2016 года блогер Тимофей Васильев обнаружил в одном из салонов связи «Телефон.ру», который принадлежит МТС, коробки с контрактами. Они были оформлены в фирменные цвета конкурентов оператора — «Мегафона» и «Билайна».
Фас разъяснила правила проведения торгов на установку и эксплуатации рекламных конструкций
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разъяснила своим территориальным управлениям правила организации и проведения торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Как следует из письма, подписанного заместителем главы ФАС Андреем Кашеваровым, в торгах могут принимать участие только компании, контролирующие менее 35% рынка наружной рекламы в муниципальном образовании. Эти проценты будут определяться по общей площади информационных полей рекламоносителей, на которые к моменту проведения торгов имеются разрешения, сообщает РБК.
Напомним, ранее глава ФАС Игорь Артемьев заявлял, что его ведомство намерено в судебном порядке преследовать операторов наружной рекламы, занимающих свыше 35% рынка отдельных муниципальных образований и использующих офшоры для сокрытия своей реальной доли на рынке при скупке рекламных мест на торгах.
Еще одним новым условием проведения торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций является то, что эти рекламные места нельзя выставлять на торги одним лотом.
ФАС отмечает, что в законе «О рекламе» нет ограничений по порядку формирования лотов, однако толкование ст.19 позволяет определить, что на торги не допускаются лоты, составляющие 35% и более от суммарной площади информационных полей рекламных конструкций, имеющих действующие разрешения на установку.
Стартовая цена лотов законом «О рекламе» не регулируется, но ФАС напомнила, что необоснованно высокая стартовая цена, ограничивающая доступ к торгам, будет рассматриваться как создание преимущественных условий, что законодательно запрещено.
Как отмечает РБК, среди торгов по наружной рекламе, состоявшихся за последний год в разных регионах, наиболее близкими к букве закона опрошенные эксперты называют конкурсы, прошедшие в конце 2011 года в Ленинском районе Московской области. Их провела администрация Ленинского муниципального района, разыгравшая 950 рекламных мест, объединенных в 46 лотов.
«Для представителей малого бизнеса были подготовлены небольшие лоты, включавшие 1-5 мест, отдельно шли места, предназначенные для установки современных высокотехнологичных рекламных видеоэкранов, — отметил глава «Сервис-Плюса» Григорий Безгин. — В итоге удалось сохранить конкурентную среду, так как компаний-победителей было два десятка».
Кроме того, генеральный управляющий компании «Биг Борд» Руслан Желудик называл преимуществом торгов в Ленинском районе конкурсную, а не аукционную схему проведения. «Конкурс позволяет сделать выполнение компаниями-победителями социальной нагрузки одним из ключевых условий торгов наряду с оптимальным ценовым предложением», — отметил он.