Договор международной перевозки — чем регулируется?

Договор международной перевозки - чем регулируется?

Совершение любых операций, связанных с международной деятельностью, является сложным процессом. Не составляют исключение грузовые перевозки, осуществляемые различными способами, каждый из которых имеет свои особенности в документальном оформлении.

Регулирующие законы

Общий порядок взаимоотношений при транзите товаров и других ценностей между разными государствами определён в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ).

Вторая часть кодекса отражает принципы правовых взаимоотношений по поводу международных перевозок:

  1. Статья 784 ГК РФ. Определяет общие положения по транспортировке грузов. Согласно кодексу, любая доставка товаров должна производиться на базисе документально оформленной договорённости. В данном случае критерии выполнения перевозки строятся на основе положений нормативных актов и законов, которые контролируют и предопределяют особенности взаимоотношений при каждом из способов предоставления услуг по транспортировке материальных ценностей.
  2. Статья 785 ГК РФ. Указывает на то, что факт доставки и перемещения груза обосновывается транспортной накладной.
  3. Статья 788 ГК РФ. Определяет, что при прямых совместных транспортировках перевозчики разных видов средств перемещения строят взаимоотношения на основании договорённости между ними. Основополагающие нормы для заключения соглашения отражены в Законе «О прямых смешанных перевозках». Суть такого способа транспортировки состоит в том, что доставка материальных ценностей происходит различными видами транспорта по одному пакету сопутствующей документации.
  4. Статья 793 ГК РФ.Отражает тот факт, что нарушение положений соглашения влечёт за собой ответственность для любого из участников взаимоотношений. Меры ответственности налагаются за нарушение не только законодательных аспектов, но и положений договора.
  5. Статья 797 ГК РФ. Излагает общие положения относительно подачи и составления претензий либо исков.

Мировым документом, определяющим порядок отношений между участниками сделки в связи с транспортировкой ценностей (на автомобильном транспорте), является Конвенция о договоре международной перевозки грузов.

Эта официальная бумага описывает:

  • как составить письменную договорённость о транспортировке груза;
  • какой документацией необходимо оформлять услугу и объект транспортировки;
  • какую ответственность могут нести участники соглашения (для стран, подписавших конвенцию).

В пределах каждого из способов перевозки разработана соответствующая нормативно-правовая база:

Договор международной перевозки груза: понятие

Договоры внутренней и международной перевозки принципиально не отличаются и являются типовыми. Структура договоров одинакова: предмет, юридический признак, стороны, содержание. Существуют и различия между двумя видами договоров. Внутренний договор регулируется источниками национального законодательства, международный – международно-правовыми источниками.

Особенности договора международной перевозки

Международный договор касается только непосредственных участников, где одной стороной является иностранное физическое или юрлицо. Международный договор имеет отдельные условия, касающиеся перевозных платежей, сроков доставки, ответственности сторон. В договоре внутренней перевозки они могут быть одними, а международном договоре совершенно иными.

Например санкции, которые применяются при невыполнении обязательств, размер санкций. Различаются и вопросы споров, претензий, исков, сроки их предъявления, юрисдикция. Комплект, прилагающихся к договору обязательных товарно-транспортных документов тоже отличается от приложения к договору внутренней перевозки грузов.

Он включает в себя документы, которые должны быть предъявлены пограничным, таможенным, санитарным службам. Такими документами являются: разрешение на проезд по территории иностранного государства, счет-фактура на перевозимый товар, гарантийное обязательство об оплате таможенной пошлины.

Оформление такого типа документов входит в обязанности грузоотправителя, перевозчик отвечает за пересечение границы.

Определение 1

Договор международной перевозки грузов является основным документом, закрепляющим права и обязанности сторон, определяющим условия перевозки, содержащим указания перевозчику.

Основными документами являются также накладные, коносамент, транспортный документ, перевозочный документ.

Система транспортных документов при международных перевозках

Существуют две основных системы:

  • накладная при автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозках;
  • коносамент при речных и морских перевозках грузов.

Накладная имеет определенную форму с четким набором реквизитов и обязательным содержанием.

Коносамент может быть составлен капитаном судна и вручен отправителю груза. Накладная, напротив, составляется отправителем груза, а вручается грузоперевозчику. Коносамент подписывается только капитаном, накладная – обеими сторонами. Из этих заключений можно сделать вывод о правовой оценке коносамента и накладной.

Определение 2

Коносамент – товарораспорядительный документ, накладная – товаросопроводительный.

В конвенциях закреплены положения о том, что отсутствие транспортных документов, их неверное оформление или утеря не отражаются на действительности договора международной перевозки. При перевозках воздушным, морским транспортом применяются проформы.

Порядок заключения международного договора перевозки

При заключении таких договоров часто используются генеральные соглашения. Они подписываются при долгосрочных деловых отношениях.

В этих соглашениях во всех деталях определяются условия, обязательства при осуществлении перевозок.

Кроме подготовки, предъявления груза при пересечении государственной границы, его доставки определяется порядок подачи заявок, условия оформления на таможне, порядок расчетов, форс-мажорные обстоятельства, претензии и арбитраж.

Определение 3

Заявка на перевозку груза включает в себя: количество транспортных единиц, необходимых для перевозки, название и объем груза, график подачи транспорта, его диспозиция по пунктам погрузки.

Если транспортировка груза разовая, действует система подачи заявки-оферты. Перевозчик может дать ответ в письменной форме или подать транспорт по условиям заявки. В Российской Федерации подача транспорта без согласования не так популярна.

Законодательство России четко определяет договор перевозки, в международных транспортных источниках не дается определение договора.

В конвенции ООН о морской перевозке грузов и в некоторых других документах дана дефиниция договора в общем виде.

Определение 4

Договор морской перевозки грузов – договор, в соответствии с которым перевозчик за уплату фрахта обязуется перевезти груз морем из одного порта в другой.

В договоре отсутствует положение о наличии иностранного элемента.

Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов дает более четкое определение:

Определение 5

Договор смешанной перевозки означает договор, на основании которого оператор смешанной перевозки за уплату провозных платежей обязуется осуществить международную смешанную перевозку.

Тем не менее договор, всеобъемлющего характера о международных перевозках в международном праве отсутствует. Если опираться на пункты национального транспортного законодательства, учесть наличие иностранного элемента, характерное для транспортных перевозок международного уровня, то определение договора международной перевозки грузов должно выглядеть так:

Определение 6

Договор – соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить с пересечением государственной границы вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Договор реален. Его реальность проявляется в том, что стороны заключили договор после достигнутой договоренности по всем условиям с момента получения груза до его передачи.

Факт передачи груза подтверждается подписью перевозчика на транспортной накладной или вручением отправителю коносамента. На этот счет в международных транспортных источниках есть прямые указания. Договор фрахтования или чартера является консенсуальным.

Договор является взаимным, так как предполагает встречные права и обязанности. Есть основные обязанности – доставка груза и дополнительные – забота о грузе, обеспечение его сохранности. Грузоотправитель должен качественно подготовить груз к перевозке: затарить, упаковать, промаркировать, опломбировать, погрузить.

Договор является возмездным, так как грузоотправитель платит за перевозку груза указанную сумму. Условия оплаты закреплены в конвенциях и других документах.

Опиши задание

Курс: Понятие международных перевозок. Международные перевозки наземным транспортом

  • Страница 6 из 15
  • Договоры международной перевозки
  • Понятия и виды договора международной перевозки

Международные перевозки осуществляются на основе договоров. Существуют международные договоры перевозки груза и пассажира.

В свою очередь каждый из них подразделяется на договоры перевозки соответствующим видом транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, речным.

В конвенциях и соглашениях, регулирующих перевозки различными видами транспорта, отсутствуют определения указанных договоров перевозки.

Исключение составляет Конвенция о морской перевозке грузов 1978 г., в которой договор перевозки груза определяется как договор, в соответствии с которым перевозчик за уплату фрахта обязуется перевезти груз морем из одного порта в другой.

Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1921 г., Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа 1974 г., Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г. и Конвенция о договоре международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа 1973 г. содержат лишь общие положения о применении договора перевозки.

Так, в Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. дается следующее определение договора перевозки пассажира – это «заключенный перевозчиком или от его имени договор о перевозке пассажира или, в соответствующем случае, пассажира и его багажа». Здесь не раскрывается ни содержание, ни основные условия договора.

Что касается других транспортных международных источников, то в них, как правило, косвенно указывается на то обстоятельство, что перевозки осуществляются на основании договоров.

Исходя из положений международных источников, договор международной перевозки можно определить как соглашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить груз или пассажира по маршруту, связанному с пересечением государственной границы, в пункт назначения, а грузоотправитель или пассажир обязуется уплатить провозную плату.

В конвенциях и соглашениях содержатся важные положения, характеризующие роль договора международной перевозки в перевозочном процессе.

Прежде всего договор является правовым основанием возникновения обязательств между перевозчиком с одной стороны и грузоотправителем (пассажиром) с другой стороны.

На это обращается внимание, в частности, в Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г. и Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.

В соответствии с международными источниками договор призван также конкретизировать условия перевозки, которые в общем виде закреплены в конвенциях и соглашениях, а также в национальных транспортных законодательных актах.

Кроме того договор международной перевозки служит правовой основой имущественной ответственности сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, связанных с перевозкой.

Это положение закреплено практически во всех конвенциях и соглашениях, регулирующих перевозки пассажиров, багажа и грузов различными видами транспорта. Такова общая характеристика договора международной перевозки.

Рассмотрим отдельные его виды.

Договор международной перевозки груза

Договор международной перевозки груза и договор перевозки груза во внутреннем сообщении не имеют принципиальных отличий и относятся к договорам одного типа. В своей основе характеристики и структурные элементы этих договоров совпадают. Это относится, прежде всего, к их предмету, юридическим признакам, сторонам, содержанию.

Вместе с тем между ними имеются и определенные различия. В отличие от договора перевозки груза во внутреннем сообщении договор международной перевозки груза регламентируется в первую очередь международно-правовыми источниками, а при их отсутствии или неурегулированности ими отдельных вопросов – нормами внутреннего (национального) законодательства.

Существенная особенность данного вида международного договора касается круга его участников. Как правило, одной из сторон в договоре выступает иностранное физическое или юридическое лицо.

Следующая особенность связана с отдельными параметрами договора международной перевозки груза. Имеются в виду, прежде всего, такие условия договора, как провозные платежи, сроки доставки, ответственность сторон.

Некоторые из них существенно отличаются от условий договора во внутренней перевозке, например, применяемые при неисполнении или ненадлежащим исполнении сторонами своих обязательств санкций и их размеры.

Отличия имеют и вопросы о спорах в связи с перевозкой, в том числе аспекты, связанные с претензией и иском, сроками их предъявления, юрисдикцией.

Еще одна особенность касается транспортной документации, оформляемой при между-народных перевозках. Договор международной перевозки грузов отличается от аналогичного договора во внутренних перевозках формой и прилагаемым к договору комплектом обязательных товарно-транспортных документов.

Эти документы выполняют различные функции. Во-первых, они закрепляют права и обязанности сторон. Во-вторых, документы определяют условия перевозки. В-третьих, они содержат указания перевозчику.

И, наконец, в-четвертых, они позволяют выполнить необходимые формальности, связанные с пересечением государственной границы.

Сам договор международной перевозки груза подтверждается специальным документом. Транспортные конвенции и соглашения относят к ним такие, как накладная, коносамент, транспортный документ, перевозочный документ, средство, сохраняющее запись о предстоящей перевозке.

  1. На практике исторически сложилось так, что существуют две основные системы транспортных документов, подтверждающих заключение договора международной перевозки груза:
  2. — накладная, применяемая при осуществлении автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозок, а также перевозок речным транспортам;
  3. — коносамент, применяемый при морских перевозках и перевозках речным транспортом.
  4. Не затрагивая общих черт, присущих обеим системам транспортной документации, отметим лишь отличия между ними.
Читайте также:  В каком размере проиндексируют социальные пенсии с 1 апреля 2019 года

Накладной присущи урегулированные в международных актах определенная форма, четкий набор реквизитов и точное содержание. Что касается коносамента, то в отношении этого договора имеется лишь указание на минимальный перечень реквизитов.

Отличие коносамента от накладной — коносамент составляется перевозчиком (капитаном корабля), только им подписывается и вручается грузоотправителю, а накладная составляется, как правило, грузоотправителем, и только отдельные сведения вносятся в нее перевозчиком, и подписывается обеими сторонами. Данные, на первый взгляд, формальные отличия влияют, прежде всего, на правовую оценку коносамента, а также на его доказательственное значение.

Заключается это в том, что коносамент является товарораспорядительным документом с вытекающими из этого соответствующими правовыми последствиями. Накладной это качество не присуще. Она относится к товаросопроводительным документам.

Существенной отличительной особенностью транспортных документов, подтверждающих заключение договора международной перевозки груза, является закрепление в конвенциях положения о том, что их отсутствие, неправильность или потеря не отражается ни на существовании, ни на действительности договора перевозки (ст. 4 Конвенции о договоре международной (дорожной) перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., п. 2 ст. 5 Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.).

В перевозках отдельными видами транспорта (морским, воздушным) применяются типовые формы этих документов, которые именуются проформами.

При международной перевозке грузов в отличие от внутренней перевозки к документу, подтверждающему договор перевозки, прилагается комплект дополнительных документов, необходимых для пересечения границы.

Это документы, предъявляемые пограничным, таможенным, санитарным и другим официальным органом, осуществляющим административные функции.

К таким документам относятся, в частности, разрешение на проезд по территории иностранного государства, документы, оформляемые в соответствии с таможенными правилами (счет-фактура на перевозимый товар, гарантийное обязательство получателя товара об оплате таможенной пошлины, сборов НДС и акцизов), документы, необходимые для прохождения санитарного и фитосанитарного контроля и другие. Оформление таких документов осуществляет, как правило, грузоотправитель, а разрешает все вопросы, связанные с пересечением границы, перевозчик.

Имеются некоторые отличия и в порядке заключения договора международной перевозки груза. При международных перевозках достаточно широко используются генеральные соглашения, которые заключаются между сторонами, строящими свои взаимоотношения на долго-срочной основе. В этих соглашениях детально прописываются условия выполнения сторонами обязательств при осуществлении перевозок.

Наряду с основными обязанностями по подготовке и предъявлению грузов к перевозке, их доставке в сохранности в пункт назначения в генеральных соглашениях определяются порядок подачи заявок на перевозки грузов, возложение таможенного оформления на перевозчика, порядок расчетов, форс-мажорные обстоятельства, ответственность перевозчика и грузоотправителя, претензии и арбитраж.

На основе генеральных соглашений для осуществления конкретных перевозок грузов обычно применяется подача заявок на календарную неделю.

В заявке содержатся все необходимые данные: количество необходимых транспортных средств, наименование и количество груза, которое необходимо перевезти за неделю, график подачи транспортных средств и их конкретной диспозиции по пунктам погрузки и таможенного оформления грузов.

При осуществлении разовых перевозок грузов действует система подачи заявки (оферты).

Она может акцептироваться двумя способами: официальным ответом перевозчика в письменной форме с использованием телеграфа, телекса, факса и т.п.

или конклюдентными действиями перевозчика, заключающимися в подаче транспорта в указанное в заявке время и в обусловленное место погрузки. Последний способ не получил в России достаточно широкого распространения.

Договор международной перевозки пассажира

Второй вид договора международной перевозки – это договор перевозки пассажира. Как и в случае с договором международной перевозки груза договор международной перевозки пассажира также не имеет существенных отличий от договора внутренней перевозки пассажира.

Это касается в первую очередь его принципиальных параметров. И договор международной перевозки пассажира и договор внутренней перевозки пассажира характеризуются как консенсуальные, взаимные и возмездные.

Структурные элементы и того и другого договора – предмет, стороны, содержание, форма, сроки – за некоторым исключением практически совпадают.

Вместе с тем договор международной перевозки пассажира все же обладает некоторыми особенностями. Первая из них – наличие иностранного элемента. Суть этой особенности в том, что основу нормативной базы, регулирующую данный договор, составляют международные правовые источники.

Практически в каждом виде транспорта имеется международная конвенция, регулирующая перевозки пассажиров. Кроме того, одна из сторон договора – пассажир – представляет иностранное государство. Это обстоятельство влечет определенные дополнительные правовые последствия.

Они связаны с вопросами получения пассажиром визы и ее предъявления на границе, а также наличия заграничного паспорта. Без этих документов осуществление перевозки пассажира невозможно.

Как и при внутренней перевозке в процессе осуществления международной перевозки пассажир вправе изменить условия договора, а именно: при наличии возможности воспользоваться более ранним рейсам, повысить класс пассажирского места, прервать следование по маршруту с остановкой в промежуточном пункте. Однако при международной перевозке такие решения не должны противоречить действию визового режима. В случае необходимости следует решать вопрос о его продлении. В этом заключается еще одна особенность действия договора международной перевозки пассажира.

Следующая особенность договора морской перевозки пассажира заключается в документационном его оформлении. Как уже отмечалось для осуществления такой перевозки одного билета пассажира недостаточно. Необходимо наличие визы и заграничного паспорта. Документом, подтверждающим заключение договора перевозки является билет пассажира. В конвенциях он именуется индивидуальным.

Как и во внутренних перевозках билет пассажира может быть предъявительским или именным. Последний применяется на воздушном транспорте (п. «е» ст. 29 Соглашения о между-народном воздушном транспорте 1944 г.). На автомобильном и внутреннем водном транспорте могут применяться и предъявительские, и именные билеты (ст.

7 Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) 1973 г., п. 5 ст. 3 Конвенции о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ) 1976 г.).

Этого нет на внутренних перевозках автомобильным транспортом, где применяются только предъявительские билеты пассажира и, как правило, на внутреннем водном транспорте, практикующем продажу именных билетов лишь в редких случаях.

В международных перевозках пассажиров получила распространение такая форма договора, как коллективный пассажирский билет. Так он именуется в конвенциях, регулирующих перевозки пассажиров автомобильным и речным транспортом. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. называет его «групповым перевозочным документом» (п.

1 ст. 3). На международных железнодорожных перевозках действует система купонной книжки на группу пассажиров и контрольного купона для каждого пассажира (СМПС). Во внутренних перевозках коллективный билет предусмотрен только на внутреннем водном транспорте и только при перевозках по экскурсионно-прогулочным и туристическим маршрутам (п. 4 ст. 97 КВВТ РФ).

Важный момент, урегулированный международными конвенциями, которого нет в российском транспортном законодательстве, это положение о том, что отсутствие, неправильное оформление или потеря билета пассажира не затрагивает существования или действительности договора перевозки.

Имеются также отличия, связанные с пределами ответственности перевозчика по договору перевозки пассажира.

В международных правовых источниках они конкретизированы с указанием предельных сумм возмещения в случае причинения ущерба, связанного со смертью, телесными повреждениями или нанесением другого вреда физическому здоровью пассажира.

Исключение составляет только Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г., в котором регулируются лишь пределы возмещения при полной или частичной утрате багажа или товаробагажа (ст. 33).

Что касается транспортных кодексов и уставов России, то в них не нашли закрепления абсолютные цифры пределов ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира.

Как правило, они содержат нормы, отсылающие к соответствующему законодательству Российской Федерации. Исключение составляет Кодекс торгового мореплавания РФ. В ст.

190 установлен предел ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира в 175 тыс. расчетных единиц.

Нередко международные перевозки пассажиров сопряжены с перевозкой багажа. Такая перевозка характеризуется более сложной системой правоотношений сторон. Предъявление багажа перевозчику обусловлено наличием билета пассажира. При его отсутствии багаж к перевозке не принимается.

Таким образом договор перевозки багажа является дополнительным по отношению к договору перевозки пассажира. Он оформляется багажной квитанцией. При этом на билете пассажира ставится отметка о приеме к перевозке багажа.

Перевозка багажа характеризуется некоторыми параметрами, присущими перевозке груза. Речь идет, например, об особых условиях перевозки в качестве багажа вещей, ограниченных в обращении, о порядке определения веса багажа, его габаритов и т.п.

Вместе с тем, имеются и принципиальные отличия между перевозкой багажа и перевозкой груза. В частности, существуют ограничения веса перевозимого багажа, чего нет в перевозке груза.

Второе отличие связано с жесткой привязкой маршрута следования багажа к маршруту следования пассажира, более того, обычно багаж перевозится тем же транспортом, что и пассажир.

Следующее отличие касается порядка и сроков выдачи багажа.

Международные конвенции и соглашения причисляют к багажу любые предметы вплоть до автомашины, а также живых животных (Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ) 1976 г., Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.).

В морских перевозках наряду с понятием «багаж» употребляется понятие «каютный багаж», под которым понимается багаж, который находится в каюте пассажира или иным образом находится в его владении, под его охраной или его контролем. Это определение дается в п. 6 ст.

1 Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.

Договор международной железнодорожной перевозки грузов в системе транспортных договоров (Г. Жайлин, кандидат юридических наук, доцент)

В юридической литературе вопрос о классификации транспортных договоров, в целом, и договоров грузовой перевозки, в частности, относится к числу хорошо изученных, но вместе с тем и дискуссионных. Кандидат юридических наук, доцент Г. Жайлин высказывает свою точку зрения.

  • С учетом регламентации транспортных договоров в действующем законодательстве можно выделить следующие виды:
  • 1) договор перевозки груза;
  • 2) договор перевозки пассажира (и багажа);
  • 3) договор фрахтования (чартера);
  • 4) договоры об организации перевозок;
  • 5) договоры между транспортными организациями;
  • 6) договор на перевозку транспортом общего пользования;
  • 7) договор транспортной экспедиции.

Такая классификация является основной, но она не исключает возможности применения и других договорных форм при регулировании транспортных отношений. В частности, М.К. Сулейменов предлагает дифференцировать транспортные договоры на виды таким образом:

  1. 1) навигационные, годовые и другие договоры на организацию перевозки грузов;
  2. 2) обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке;
  3. 3) договор перевозки грузов;
  4. 4) договор буксировки;
  5. 5) договор транспортной экспедиции;
  6. 6) договор на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей;
  7. 7) договор на подачу и уборку вагонов;
  8. 8) договор аренды транспортных средств;
  9. 9) договор оказания услуг авиацией;
  10. 10) обязательства при участии трубопроводного транспорта[2]

На наш взгляд, договор перевозки грузов является одним из основных и наиболее распространенных видов транспортных договоров и занимает центральное место в их системе. Договор перевозки грузов, будучи разновидностью договора перевозки, также может быть разделен на подвиды. С точки зрения Б.И.

Пугинского, договоры перевозки грузов делятся на две большие группы — договоры по объемам перевозок и договоры организационного характера (договоры об организации перевозки)[3]. Ко второй группе договоров Б.И.

Пугинский относит: договоры на эксплуатацию железнодорожного пути, договоры подачи и уборки вагонов (на железной дороге); годовой договор на перевозку грузов и договор на централизованную перевозку грузов (на автомобильном транспорте)[4]. Г.И.

Тулеугалиев, исходя из цели, подразделял договоры перевозки грузов на: 1) договоры, направленные на организацию перевозок грузов (целями являются определение объемов, сроков, качества перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки); 2) договоры, направленные на обеспечение перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.); 3) договоры, предусматривающие целью доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения[5]. М.И. Брагинский, В.В. Витрянский по правовому (положению) статусу перевозчика все договоры перевозки подразделяют на договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом общего пользования, и договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные организации[6].

  • Наряду с этим, существуют и другие критерии классификации видов договоров перевозки грузов. Во-первых, в зависимости от вида транспорта можно назвать такие разновидности договоров перевозки грузов, как:
  • 1) договоры перевозки грузов железнодорожным транспортом;
  • 2) договоры перевозки грузов автомобильным транспортом;
  • 3) договоры перевозки грузов водным транспортом (морским или речным транспортом);
  • 4) договоры перевозки грузов воздушным транспортом.
  • Во-вторых, исходя из того, транспортными организациями одного или нескольких видов транспорта будет осуществляться грузовая перевозка можно выделить:
  • 1) договоры перевозки грузов в прямом сообщении (одним видом транспорта) и
  • 2) договоры перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (различными видами транспорта по единому транспортному документу).
  • В-третьих, учитывая субъектный состав и характер перевозки груза, можно подразделить договоры перевозки грузов на: 1) международные перевозки грузов; 2) внутренние перевозки грузов.
Читайте также:  Документы о деятельности государственных (муниципальных) учреждений будут размещаться в интернете

Следовательно, договор железнодорожной перевозки грузов является подвидом договора перевозки грузов, выделяемым в зависимости от вида транспорта, осуществляющего перевозку грузов.

Что касается договора международной железнодорожной перевозки грузов, то он представляет собой договор железнодорожной перевозки грузов, осложненный иностранным элементом. В.В.

Куртьянов рассматривает договор железнодорожной перевозки грузов в международном сообщении как разновидность договора перевозки грузов, отмечая при этом, в качестве отличительного, видового признака этого договора то, что перевозка грузов предполагается через территории двух и более государств[7]. М.М.

Богуславский к особенностям договора международной перевозки относит то, что в ходе его исполнения соответствующие материально-правовые нормы применяются на основании различных коллизионных принципов: при отправлении груза руководствуются законом страны отправления, при выдаче груза в конечном пункте — законом страны назначения; в других случаях применяется закон перевозчика или же закон страны суда; право, подлежащее применению к международной перевозке может быть указано в транспортном документе, выданном перевозчиком[8]. В.Г. Тихиня, Л.В. Павлова международной перевозкой грузов признают перемещение грузов, осуществляемое на том или ином виде транспорта, при котором место отправления и место назначения расположены:

1) на территории двух или более государств;

2) на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства[9].

По мнению Г.И. Тулеугалиева, особенности международной перевозки заключаются в следующем:

1) по кругу лиц (одной из сторон международной перевозки всегда должно быть иностранное юридическое или физическое лицо);

2) по законодательству (договор международной перевозки регламентирован межгосударственными соглашениями, и только при их отсутствии — нормами национального законодательства, причем, как отечественного, так и иностранного);

3) по условиям договора (например, по условиям оформления перевозок)[10].

Следовательно, главным признаком, присущим международной перевозке грузов является — перемещение груза по территории двух или более государств (даже если сторонами договора являются национальные юридические или физические лица, но при перевозке груза он перемещается по территории иностранного государства, то перевозка грузов уже будет считаться международной).

Здесь необходимо отметить, что договор международной перевозки грузов и договор внутренней перевозки грузов — это договоры одного типа. Общность данных договоров определяется тем, что в обоих случаях предметом договора выступает оказание услуг по перевозке грузов.

На наш взгляд, различия между этими договорами обусловлены участием в качестве стороны договора иностранного юридического или физического лица; а также перемещением груза по территории двух или более государств. Указанные особенности являются основными, но не единственными.

Также к числу специфических признаков договора международной перевозки грузов следует отнести международно-правовое регулирование грузовых перевозок (наличие международных (многосторонних) конвенций, региональных международных соглашений, двусторонних межгосударственных соглашений и т.п.).

Наконец, специфика договора международной перевозки грузов проявляется в том, что применяется особый порядок оформления договора и включается ряд дополнительных условий в договор (в частности, условия о порядке оплаты, о сроках доставки, о порядке уплаты таможенных платежей и сборов, условия о применимом праве, условия о порядке разрешения споров, арбитражная оговорка и т.п.).

Указанные особенности договора международной перевозки грузов характерны и для договора международной железнодорожной перевозки грузов.

Однако есть и отличия: во-первых, перевозка грузов осуществляется железнодорожным транспортом; во-вторых, грузоперевозчиком являются железная дорога либо лицо, имеющее лицензию на осуществление грузовых перевозок; в третьих, железные дороги — это субъект естественной монополии; в-четвертых, договор оформляется накладной (основным перевозочным документом); в-пятых, тарифы на грузовые перевозки устанавливаются в особом порядке.

Под международной железнодорожной перевозкой грузов понимается перевозка грузов между двумя и более государствами, осуществляемая в соответствии с правилами международных соглашений, заключенных между этими государствами.

К числу основных международных конвенций в области железнодорожных перевозок грузов относится Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), принятое на конференции, проходившей в г. Берне в мае 1980 г.

, по пересмотру Бернских конвенций о железнодорожных перевозках грузов (МГК или СИМ) 1890 г. и пассажиров (МПК или СИВ) 1923 г., участниками которых являются 33 государства (большинство стран Европы и ряд стран Азии и Африки). Соглашение КОТИФ введено в действие в 1985 г.

и имеет два приложения — приложение А «Об условиях перевозок пассажиров» (Единые правила МПК) и приложение Б «Об условиях перевозок грузов» (Единые правила МГК).

Бывшими социалистическими странами, точнее странами — участницами СЭВ были заключены Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС) от 1 июля 1974 г.

Республика Казахстан является участником этих многосторонних конвенций, а также присоединилась к Соглашению о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС) (Женева, 1 сентября 1970 г.), которое вступило в силу для Республики Казахстан 17 июля 1996 г.[11].

На настоящий момент Казахстан подписал уже более 100 различных международных соглашений в области транспорта, причем 56 из них — со странами СНГ[12].

В результате сотрудничества стран — участниц СНГ и стран Балтии (Литвы, Латвии и Эстонии) были подписаны Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР и их дальнейшем использовании от 22 января 1993 г. Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров от 12 марта 1993 г.

С 1 июля вступило в силу подписанное 1 октября 1976 г. в г. Баку Соглашение между железнодорожными администрациями государств — участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС)[13]. 28 мая 1997 г.

в Таллине подписано Соглашение между железнодорожными администрациями стран СНГ, Литвы и Эстонии об особенностях применения СМПС.

В рамках СНГ был образован Совет по железнодорожному транспорту для координации работы железных дорог на международном уровне и для выработки согласованных принципов их функционирования[14].

Наряду с принятием решения о применении СМГС и СМПС на территории республик бывшего СССР, в рамках данного Совета были разработаны и приняты соглашения по другим вопросам в области железнодорожных перевозок (например, Соглашение о сотрудничестве в области технического переоснащения и обновления железнодорожного подвижного состава (1994 г.) и др.)[15].

В настоящее время международно-правовое регулирование в области международных железнодорожных перевозок грузов осложняется тем, что страны разделились на два основных лагеря — страны — участницы КОТИФ и страны — участницы СМГС.

Специфика СМГС заключается в том, что она содержит императивные унифицированные нормы, предусматривающие недействительность всех двусторонних соглашений, отступающих от правил СМГС.

Виды специальных коллизионных привязок в этом соглашении: закон дороги отправления груза; дороги следования груза; дороги, изменяющей договор перевозки; дороги, где груз был задержан; дороги, изменяющей договор перевозки; дороги, где груз был задержан; дороги назначения груза; дороги, к которой предъявляются претензии[16].

При этом установлена невозможность для сторон выбора применимого права и иных коллизионных привязок. Наконец, применение норм национального законодательства стран-участниц возможно только по вопросам, не урегулированным в СМГС.

Поэтому возникает множество проблем с такой международной перевозкой грузов, во время которой происходит пересечение границ и государств — участников СМГС и государств — участников КОТИФ. Для преодоления таких и других возможных трудностей при международных грузоперевозках необходимо разработать и принять единую многостороннюю Конвенцию о международных перевозках грузов взамен СМГС и КОТИФ.

Характеризуя договор международной железнодорожной перевозки грузов, В.В. Куртьянов приходит к выводу, что данный договор является взаимным, возмездным и реальным[17]. К.К.

Рашидов считает, что договор международной перевозки грузов является двусторонним гражданско-правовым публичным договором, который регулируется нормами международного частного права и заключается в пользу третьего лица[18]. В.А. Медведев, В.Т.

Смирнов наряду с признанием того, что договор перевозки грузов — взаимный, возмездный и реальный, характеризуют его как строго формальный договор (поскольку он всегда заключается в письменной форме) и, как правило, как публичный договор. М.И. Брагинский, В.В.

Витрянский подчеркивают в этой связи, что публичным является только договор перевозки транспортом общего пользования. И с этим последним замечанием нужно согласиться, также как и в отношении других признаков договора международной железнодорожной перевозки грузов.

Вместе с тем, следует отметить, что взаимность, возмездность и реальность — это общие признаки договора международной перевозки грузов (так как они характерны для всех договоров перевозки грузов), тогда как есть и специальные признаки (присущие только договору международной железнодорожной перевозки грузов).

  1. Таким образом, договор международной железнодорожной перевозки грузов — это взаимный (двусторонний), реальный и возмездный договор, в соответствии с которым грузоперевозчик обязуется доставить за плату вверенный ему грузоотправителем груз железнодорожным транспортом в установленный договором пункт назначения, расположенный на территории иностранного государства, и выдать его лицу, уполномоченному на получение груза (грузополучателю). Характерными признаками договора международной железнодорожной перевозки грузов являются:
  2. 1) перемещение груза по территории двух или более государств;
  3. 2) регламентация договора международной железнодорожной перевозки грузов международными соглашениями (многосторонними, региональными или двусторонними);
  4. 3) участие в качестве стороны договоры иностранного юридического или физического лица;
  5. 4) условия о применимом праве;
  6. 5) условия о порядке разрешения споров (арбитражная оговорка);

6) иные условия, определяющие специфику международной железнодорожной перевозки грузов (порядок уплаты таможенных платежей; страхование некоммерческих рисков; ответственность сторон и т.п.).

Таковы особенности договора международной железнодорожной перевозки грузов, занимающего особое место в системе транспортных договоров.

Международные требования для грузоперевозок

Внешнеторговые грузы могут перевозиться разными видами транспорта. Определяющими факторами для выбора способа перевозки служат маршрут, характер транспортируемого груза, его стоимость, сроки доставки.

Чтобы облегчить процесс международных перевозок, логистические компании разрабатывают различные схемы транспортировки грузов, причем некоторые подразумевают использование нескольких видов транспорта, иногда даже без проведения операций по перегрузке (например, если используется автомобильный и паромный транспорт).

Подобные сочетания транспортных средств позволяют существенно сэкономить время и затраты на доставку экспортных грузов.

Логистическим компаниям необходимо не только продумать схему доставки, но и решить задачу по перемещению грузов через государственную границу одного или нескольких государств.

Чтобы оптимизировать процесс перевозки, транспортные предприятия предлагают клиентам комплексные услуги, которые включают не только доставку экспортных грузов, но и помощь в оформлении документов и прохождении таможни на всем пути следования.

Читайте также:  Исковое заявление о взыскании неосновательного обогащения - образец

Благодаря тому, что таможенное оформление и очистка экспортных грузов проводится не только на границе, но и непосредственно на складском терминале, логистические компании существенно снижают сроки доставки и уменьшают стоимость международных грузоперевозок.

Довольно распространены сегодня и международные грузоперевозки тяжеловесных, опасных и негабаритных грузов. Многие транспортные предприятия ведут бизнес, который затрагивает интересы представителей нескольких стран. В определенный момент назрела необходимость создания единых правил международных перевозок грузов.

Свод правил, регулирующих интернациональные перевозки, был определен межгосударственными конвенциями и договорами.

Принимались во внимание и национальные законодательства государств, участвовавших во внешнеэкономической деятельности.

Россия, являясь участником мировой торговли, также приняла на себя обязательства по выполнению целого ряда международных правил, которые унифицировали и упростили доставку внешнеторговых грузов.

Сегодня каждого участника внешнеэкономической деятельности в нашей стране затрагивают следующие ключевые международные правила перевозки.

Правила грузоперевозок, которые касаются разных стран, регламентируются Конвенцией о договоре по перевозке грузов (международной), которая часто в различных документах определяется как КДПГ.

Согласно данному документу, устанавливаются правила в отношении не только морских и ж/д перевозок, но также и транспортировки товаров посредством авиатранспорта.

При этом для каждого вида перевозки существуют свои особые правила и нормы, на которых мы и остановимся более подробно.

  1. >Железнодорожные перевозки (международные).

    Правила перевозки грузов ж/д транспортом были сформулированы в Берне (Швейцария) в 1980 году во время проводимой там конвенции. Эти нормы обозначаются аббревиатурой КОТИФ. В этом документе содержатся основные требования и нормы, касающиеся интернациональных грузоперевозок железной дорогой.

    Стоит отметить, что СССР не являлся участником Бернской конвенции, и Россия, как его правопреемник, также не ратифицировала это соглашение.

    На настоящий момент в нашей стране грузоперевозки железнодорожным транспортом производятся согласно СМГС — Международному грузовому соглашению, которое было подписано между некоторыми странами Азии (Китай, Монголия, Вьетнам, Северная Корея), странами Ближнего востока (Иран, Турция), а также такими европейскими государствами, как Польша, Литва, Латвия, Эстония, Болгария. Ввиду таких правовых разногласий ж/д транспортировки в страны Западной Европы из стран-участниц СМГС сопряжены с необходимостью переоформлять документы, в частности договоры на перевозки.

    К мысли о том, что страны, которые имеют между собой железнодорожное сообщение, должны договориться и выработать нормы и правила перевозок, пришли в конце 19-го столетия. Причем это касалось не только транспортировки грузов различного назначения, но и пассажироперевозок.

    Россия на тот момент активно участвовала в разработке требований, и наряду с другими европейскими государствами в 1890-м году признала Бернскую конвенцию «О железнодорожных перевозках» (МГК). Без изменений эти нормы просуществовали без малого 30 лет и были пересмотрены лишь в 1928-м году.

    Следующая редакция конвенции была проведена спустя десять лет — в 1938-м.

    В результате были сформулированы единые правила, которые получили название «Конвенции о международных железнодорожных перевозках» (аббревиатура — ЦИМ/КОТИФ), куда также вошли требования из Конвенции от 1980-го года, где содержались обобщенные правовые нормы относительно транспортировки грузов и пассажиров.

Общие положения о договорах перевозки

Транспорт в любой стране является одной из важнейших отраслей экономики, которая обеспечивает эффективность ее развития не только в целом, но и отдельных ее регионов. С помощью транспорта осуществляются перевозки грузов, пассажиров и багажа. Транспортная деятельность является видом предпринимательской деятельности.

Транспортные договоры – это соглашения, заключаемые в целях организации, обеспечения и осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа. Понятие «транспортные договоры» шире понятия «договоры перевозки». В системе договорных обязательств по возмездному оказанию услуг обязательства из договоров перевозки выделяются в самостоятельный вид (гл. 40 ГК РФ).

Договоры перевозки могут быть определены как система соглашений о перевозке за плату различными видами транспорта общего пользования грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора перевозки и законодательного регулирования возникающих отношений зависит от вида перевозки. В гл. 40 ГК РФ «Перевозка» нет легального определения данного понятия. А в транспортных уставах и кодексах определяются только виды и разновидности перевозок.

Перевозка – это вид предпринимательской деятельности, в ходе которой перевозчик за плату осуществляет перемещение груза, пассажиров и багажа из пункта отправления в пункт назначения с использованием транспортного средства.

В российском законодательстве транспортом, используемым в связи с перевозкой, признаются только те транспортные средства, которые указываются в специальном транспортном законодательстве (п. 2 ст.

784 ГК РФ) и имеют правовой режим транспорта общего пользования (ст. 789 ГК РФ).

Важнейшую особенность отношений по перевозкам грузов, пассажиров и багажа составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним договором, а системой договорных обязательств. При этом наряду с обязательством по перевозке возникают договорные обязательства иных видов.

Такие обязательства возникают из договоров, обеспечивающих заключение и исполнение договора перевозки (например, транспортные организационные договоры, договоры между перевозчиком и владельцем транспортных инфраструктур по использованию инфраструктуры для осуществления перевозок, договоры по оказанию в процессе перевозки различного вида иных услуг, в том числе договоры транспортной экспедиции, буксировки и др.).

Договор перевозки может включать условия, содержащие элементы других договоров (подряда, хранения), например, устанавливать обязанность перевозчика выполнить, в том числе, погрузочно-разгрузочные работы.

Глава 40 ГК РФ предусматривает возможность заключения в сфере перевозочной деятельности следующих групп договоров:

  • Договоры перевозки.
  • Организационные договоры.

1. Договоры перевозки: договор перевозки груза, договор перевозки пассажиров и багажа (п. 1 ст. 784, ст. ст. 785, 786 ГК РФ). В целях транспортировки грузов, пассажиров, багажа может заключаться договор фрахтования (чартер) (ст. 787 ГК РФ), который содержит в себе элементы договора аренды.

В гл. 40 ГК РФ специально не выделяется договор перевозки почтовых отправлений. В качестве самостоятельного вида договора перевозки предусмотрена перевозка почтовых отправлений в транспортных уставах и кодексах.

2. Организационные договоры: договор об организации перевозок, договор об организации работы по обеспечению перевозок, договор о прямом и прямом смешанном сообщении (ст.

798, 799, 788 ГК РФ).

Могут заключаться и иные, не поименованные в Гражданском кодексе РФ организационные договоры, например договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке.

Виды договоров перевозки по видам транспорта

Специальное транспортное законодательство построено таким образом, что оно регулирует отношения по перевозкам различными видами транспорта. Данное обстоятельство позволяет выделять договоры перевозки, осуществляемые:

  • наземным транспортом (железнодорожным, автомобильным, городским наземным электрическим);
  • внеуличным транспортом;
  • воздушным транспортом;
  • водным транспортом (морским, внутренним).

В системе российского транспортного законодательства нет действующих федеральных нормативных актов, регулирующих отношения по перевозкам пассажиров и их ручной клади внеуличными видами транспорта.

К ним относят метрополитен, монорельсовый транспорт, подвесную канатную дорогу транспортную (канатная дорога), фуникулер транспортный (наземная канатная дорога транспортная).

Приняты только различные подзаконные акты, акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утверждающие правила перевозки пассажиров различными видами внеуличного транспорта, в частности, метрополитеном, монорельсовым транспортом. Перевозка на внеуличных видах транспорта предполагает заключение договора перевозки пассажира и его ручной клади конкретным видом внеуличного транспорта.

Виды перевозок  

1. В зависимости от осуществления перевозки в пределах Российской Федерации либо за ее пределами различаются:

  • внутригосударственные перевозки;
  • международные перевозки.

Перевозки в международном сообщении – это перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. В зависимости от количества перевозчиков, участвующих в перевозке по единому транспортному документу, разграничиваются:

  • перевозки местного сообщения;
  • перевозки прямого сообщения;
  • перевозки прямого смешанного (комбинированного) сообщения.

Перевозки местного сообщения – это перевозки в пределах территориальных границ деятельности одной транспортной организации, осуществляемые по единому транспортному документу.

Перевозки прямого сообщения – это перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями одного вида транспорта по единому транспортному документу.

Например, перевозки в прямом железнодорожном сообщении – перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов между железнодорожными станциями в России с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования (ст. 2 УЖТ РФ).

Перевозки прямого смешанного (комбинированного) сообщения – это перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями различных видов транспорта, но по единому транспортному документу, оформленному на весь маршрут следования (ст. 788 ГК РФ).

В сфере железнодорожного транспорта выделяются перевозки в непрямом смешанном сообщении – перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида (ст. 2 УЖТ РФ).

Гражданский кодекс РФ включает в себя гл.

40 «Перевозка», которая содержит базовые нормы, регулирующие отношения по возмездному оказанию услуг по перевозке груза, пассажиров и багажа, а также отношения по организации и обеспечению перевозок.

В силу прямого указания закона общие нормы гл. 39 ГК РФ, регулирующие отношения по возмездному оказанию услуг, не применяются к регулированию отношений по перевозке (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 ГК РФ). Транспортные уставы и кодексы имеют статус федеральных законов и должны учитывать требование п. 2 ст.

3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ. Отношения по перевозке также регулируются нормами международного права (ст. 7 ГК РФ), иными федеральными законами и правовыми актами, содержащими нормы гражданского права (ст.

3 ГК РФ), обычаями, сложившимися в сфере предпринимательской деятельности по перевозке грузов, пассажиров и багажа (ст. 5 ГК РФ).

При регулировании перевозки условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон (п. 2 ст. 784 ГК РФ). Нормами Гражданского кодекса РФ, транспортных уставов и кодексов, иных законов и издаваемыми в соответствии с ними правилами может быть установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК).

Федеральными законами были приняты следующие транспортные уставы и кодексы:

  • Воздушный кодекс РФ;
  • Кодекс торгового мореплавания РФ;
  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ;
  • Устав железнодорожного транспорта РФ;
  • Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Деятельность транспорта общего пользования и общие условия перевозки грузов, почты, пассажиров, багажа и грузобагажа определяются специальными федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними правилами, а также обычаями, сложившимися в сфере осуществления предпринимательской транспортной деятельности.

При перевозке пассажиров транспортом общего пользования, кроме того, следует руководствоваться Законом РФ «О защите прав потребителей». Однако этот Закон может применяться к отношениям, вытекающим из договоров перевозки граждан, только в части, не урегулированной специальными законами.

В частности, при воздушных перевозках положениями ст.

120 Воздушного кодекса РФ установлена ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза, если перевозчик не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Положения ст. 120 Воздушного кодекса РФ, а также п. 76 Общих правил воздушных перевозок, как специальные нормы транспортного законодательства, пользуются приоритетом перед нормами Закона РФ «О защите прав потребителей».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *