Что представляет собой система государственных закупок?

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье мы с вами поговорим о том, что такое госзакупки и для чего они нужны, а также рассмотрим, какие виды торгов существуют.

Термины “госзакупки” и “тендеры” в настоящее время настолько популярны, что о них не слышал только ленивый.

Эти понятия очень плотно вошли в наш обиход, и  все чаще и чаще встречается в прессе, телевидении и в повседневной деловой жизни.

Но, несмотря на свою популярность, отношение к госзакупкам среди поставщиков крайне неоднозначное.

Кто-то старается не ввязываться в это дело и избегает взаимодействия с бюджетом; кто-то считает участие в закупках хорошим «инструментом» для увеличения объёмов продаж и расширения рынка сбыта своих товаров, работ или услуг, а кто-то слышал об их существовании, но так и не решился принять в них участие. Поэтому в этой статье мы с вами подробно постараемся во всем разобраться.

Что представляет собой система государственных закупок?

1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны? 2. Чем регламентируются госзакупки? 3. Где размещается информация о проводимых закупках? 4. Виды торгов по 44-ФЗ 5. Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок

1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?

  • Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:
  • Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
  • Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем — участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.

Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.

Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.

Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Чем регламентируются госзакупки?

Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ).

Поэтому если вы решите самостоятельно освоить участие в государственных торгах, то настоятельно рекомендую начать свое обучение именно с изучения данного закона. Это своего рода азбука, без знания которой, дальнейшее погружение в эту тему, а тем более участие в торгах будет абсолютно бессмысленным.

Актуальную версию 44 закона вы всегда сможете найти на нашем сайте по этой ссылке.

3. Где размещается информация о проводимых закупках?

Согласно требованиям статьи 4 44-ФЗ все государственные закупки размещаются заказчиками на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (сокращенно ЕИС). Адрес этого ресурса — www.zakupki.gov.ru.

Что представляет собой система государственных закупок?

В “быту” этот ресурс очень часто называют сайт госзакупок. Поэтому если вдруг услышите такую формулировку, то не пугайтесь, речь идет об одном и том же сайте.

Если вы планируете участвовать в госзакупках, то искать информацию о них следует именно на этом сайте. Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.

4. Виды торгов по 44-ФЗ

  1. Существующие виды (способы) госзакупок схематично представлены на рисунке, приведенном ниже.
  2. Что представляет собой система государственных закупок?
  3. Как видно из рисунка размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).

Конкурентные закупки бывают открытые и закрытые. В свою очередь к неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Анализ статистических данных за первый квартал 2017 года с официального сайта ЕИС (www.zakupki.gov.

ru) показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок, проводимыми в рамках 44-ФЗ, являются: электронный аукцион (ЭА), открытый конкурс (ОК) и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ЕП). Именно на них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.

Что представляет собой система государственных закупок?

5. Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок

Что представляет собой система государственных закупок?

Я достаточно давно занимаюсь обучением поставщиков, поэтому мне регулярно приходится отвечать на одни и те же вопросы новичков — “Как быть?”, “С чего мне начать?” и т.д. Поэтому некоторое время назад я принял решение написать книгу для начинающих участников, в которой тема госзакупок была бы описана простым и понятным языком.

Для большинства посетителей сайта и моих клиентов эта книга стала отправной точкой. После чего у них появилось общее представление о данной теме и понимание того, в каком направлении двигаться дальше.

Эта книга абсолютно бесплатна и скачать её вы сможете здесь. По последним данным книгу «Госзакупки для «чайников» скачали и прочитали уже более 5000 человек.

  • Если после изучения книги вы решите продолжить свое обучение в этом направлении, то можете пройти его в нашей школе госзакупок — “Азбука тендеров”.
  • И в завершении сегодняшней статьи предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

На этом сегодня все! Оставляйте свои комментарии ниже, ставьте лайки и звезды, а также делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Что представляет собой система государственных закупок?

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Статья актуальна на 1 июля 2019

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Что представляет собой система государственных закупок?

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков. 
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках. 

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Что представляет собой система государственных закупок?

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,  

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги. 

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. 

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ. 

  • Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.
  • Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки. 
  • Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке. 

Единая Информационная Система (ЕИС) 

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики, 
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. 

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью: 

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках.  С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре. 

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали. 

Способы проведения закупок 

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Что представляет собой система государственных закупок?

Это основание для планов-графиков. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
В описании каждой закупки есть:

  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.
В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам, 
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.   Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.  Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.
  1. С 1 июля 2019 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика.
  2. Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.
  3. Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны. 
В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами. В плане-графике нужно обосновать НМЦ,. Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.
Читайте также:  Образец искового заявления о взыскании алиментов

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график. При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.  

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ. 

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС. 

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить контракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь. 

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

В х к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Что такое госзакупки: полное определение понятия, виды закупок по 44-ФЗ

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! Из настоящей статьи вы узнаете, что такое госзакупки и для чего они нужны, а также какие виды государственных закупок в настоящее время существуют. Тема эта настолько популярна в бизнес среде, что только ленивый, наверное, не писал на своем сайте о том, что собой представляют госзакупки.

Мы же не только знаем что это такое, но и успешно обучаем своих клиентов участию, как в государственных, так и коммерческих закупках. Поэтому считаем своим прямым долгом максимально подробно раскрыть эту тему на страницах нашей школы. Ну что ж, давайте приступим к изучению…

Государственные закупки: определение понятия

  • Государственные закупки (сокращенно госзакупки) — закупки (приобретение, покупка) товаров, работ или услуг для государственных или муниципальных нужд.
  • Как вы понимаете, наше с вами Государство это такой огромный “организм”, который регулярно нуждается в различных товарах (работах, услугах), начиная от покупки канцелярских скрепок и заканчивая строительством крупных промышленных объектов.
  • Для того чтобы удовлетворить эти нужды государственные и муниципальные заказчики регулярно проводят различные виды закупок среди поставщиков (участников закупок) с целью приобрести товары (работы, услуги) на самых выгодных условиях.
  • Поставщик (участник закупки), соответствующий всем требованиям заказчика и предложивший наилучшие условия, признается победителем, с которым заключается контракт.
  • Поставщик получает деньги, а заказчик необходимые ему товары (работы, услуги).

Однако хочется отметить, что отношение поставщиков к госзакупкам неоднозначное. Многие из поставщиков слышали об этом направлении бизнеса, но так и не решаются попробовать свои силы, боясь работать с государством.

Другие же, приняв участие в нескольких закупках и не получив должного результата, наотрез отказываются от дальнейших попыток. А третьи напротив считают государственные закупки отличным «инструментом» для увеличения своего портфеля заказов и расширения рынка сбыта.

Если же вы относите себя к первым двум категориям поставщиков, то, скорее всего, вам не хватает практических навыков участия, которым мы обучаем в нашей школе.

Чем регламентируются госзакупки?

Госзакупки регламентируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом № 44-ФЗ, а также другими Федеральными законами.

Основным же нормативным документом является Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Поэтому если вы всерьёз решили освоить тему госзакупок, то начать свое обучение необходимо непосредственно с изучения 44-ФЗ. Это своего рода “букварь”, без знания которого вы не сможете принимать участия в закупках.

Где искать информацию о проводимых госзакупках?

Согласно требованиям ст.4  44-ФЗ все государственные закупки должны размещаться в единой информационной системе (сокращенно ЕИС).

Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок — www.zakupki.gov.ru. Вся информация, содержащаяся в ЕИС, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

Что представляет собой система государственных закупок?

Т.е. для того, чтобы найти информацию обо всех проводимых госзакупках, вам достаточно воспользоваться сайтом zakupki.gov.ru.

Виды закупок по 44-ФЗ

Федеральным законом 44-ФЗ предусмотрено 11-ть видов закупок, с помощью которых Заказчики могут приобрести необходимые им товары (работы, услуги).

Закупки могут проводиться двумя способами: с проведением торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные).

Давайте для начала рассмотрим конкурентные способы закупок. Конкурентные закупки в свою очередь могут быть, как открытыми, так и закрытыми.

Конкурентные виды закупок (открытые):

  • аукцион в электронной форме;
  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Конкурентные виды закупок (закрытые):

  • закрытый аукцион;
  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс.

К неконкурентным закупкам относятся лишь закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Статистика с официального сайта ЕИС за 2016 год свидетельствует о том, что самыми популярными на сегодняшний день способами госзакупок, являются: аукцион в электронной форме (более 57%), открытый конкурс (более 13%) и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (более 22%). На них приходится львиная доля всех проводимых закупок в России.

Что представляет собой система государственных закупок?

Более подробно о каждом из 11-ти видов закупок мы будем говорить в следующих наших выпусках.

Выводы и рекомендации

Наше государство, было, есть и будет самым крупным и платежеспособным потребителем. Если вы являетесь действующим предпринимателем или планируете таковым стать, то стоит присмотреться к госзакупкам, как к одному из инструментов для увеличения количества заказов и расширения географии вашей деятельности.

Преимущества участия в госзакупках:

  1. Не нужно тратить деньги на рекламу, чего нет ни в каком другом виде продаж;
  2. Отсутствует необходимость в привлечении огромного количества людей (на начальном этапе будет достаточно одного человека);
  3. Большая часть госзакупок проходит в электронной форме.

    Что расширяет рынок сбыта ваших товаров (работ, услуг);

  4. Можно заранее спрогнозировать спрос среди заказчиков на ваши товары (работы, услуги);
  5. Низкая конкуренция;
  6. Стартовать можно с минимальными затратами.

На этом сегодня все.

Если у вас остались вопросы, то можете задавать их ниже в х к этой статье.

Госзакупки: что это такое, как работает и что нужно знать? Виды и регламент участия в торгах

Госзакупки – это размещение заказов на поставку продукции или оказание услуг для нужд государственных или муниципальных органов по ФЗ №44 и иных организаций по ФЗ №223 по заранее указанным в договоре условиям и в строго оговоренные сроки.

Поставщик (компания-победитель) определяется исходя из принципов состязательности и прозрачности, что минимизирует возникновение коррупционного фактора при проведении госзакупок. Победителем становится поставщик, который удовлетворяет все требования заказчика и предлагает наиболее выгодные условия.

Процедура регламентируется ФЗ №44-ФЗ от 2013 года и ФЗ №223-ФЗ от 2011 года. Разница между данными нормативными актами состоит в том, что ФЗ №44 применяется в случаях, когда заказчиками являются муниципальные или государственные учреждения, а также унитарные предприятия (исключения составляют те, которые признаны особо значимыми на высшем уровне).

ФЗ №223 используется, если в роли заказчиков выступают компании, доля государства в уставном капитале которых не менее 50%, компании-субъекты естественных монополий (например, РЖД), компании, деятельность которых является регулируемой (например, электроснабжение), а также унитарные предприятия, признанные особо значимыми на высшем уровне.

Виды госзакупок

Все закупки можно разделить на две группы:

  • конкурентные – с проведением торгов и обязательным наличием минимум двух поставщиков продукции;
  • неконкурентные – без объявления торгов, с приобретением продукции у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

Конкурентные госзакупки могут быть открытыми или закрытыми. К открытым относятся:

Что представляет собой система государственных закупок?

  1. Электронный аукцион: сведения о проведении мероприятия размещаются в общем доступе в ЕИС. Все участники такого аукциона обязаны отвечать одинаковым требованиям. Аукцион в электронной форме целесообразен в ситуациях, когда главным критерием отбора поставщика является цена, а его квалификация и прочие факторы не важны.
  2. Открытый конкурс: сведения о мероприятии размещаются в общем доступе в ЕИС. В конкурсе имеют право участвовать все заинтересованные поставщики, если их товары отвечают требованиям заказчика. К поставщикам и их документации выдвигаются одинаковые условия.
  3. Конкурс с ограниченным участием: сведения о мероприятии распространяются через ЕИС, но к участникам выдвигаются специальные требования.
  4. Двухэтапный конкурс: мероприятие осуществляется в два этапа с проведением на первом этапе предквалификационных обсуждений или отбора. Победитель должен пройти оба этапа и предложить самые выгодные условия.
  5. Запрос котировок: процедура похожа на аукцион, но без торгов. Заказчик описывает продукцию, которая ему требуется, и запрашивает у поставщиков цену, которую они могут предложить. Каждый поставщик может объявить свою цену только один раз, после чего заказчик выбирает изо всех предложений наиболее выгодное. При наличии нескольких предложений от поставщиков с минимальной ценой победителем считается тот, кто раньше подал свое предложение.
  6. Запрос предложений: процедура похожа на запрос котировок. Однако заказчик сравнивает не только цены, но и иные указанные им параметры – сроки, качество.

К закрытым закупкам относятся:

  • Закрытый аукцион: сведения о мероприятии не размещаются в ЕИС и СМИ. Запрещено использование электронных документов, видео- и аудиозаписей. Чаще всего закрытые аукционы используются для закупок товаров или услуг, имеющих отношение к гостайне или охране культурных ценностей.
  • Закрытый конкурс: сведения о мероприятии направляются заказчиком ограниченному кругу поставщиков. Чаще всего закрытые конкурсы используются для закупок товаров или услуг, имеющих отношение к гостайне или охране культурных ценностей.
  • Закрытый двухэтапный конкурс: аналог открытого двухэтапного конкурса с той разницей, что мероприятие проходит только при наличии тех поставщиков, которые были приглашены заказчиком.
  • Закрытый конкурс с ограниченным участием: в мероприятии могут участвовать только поставщики, прошедшие предквалификационный отбор. Помимо единых требований, к участникам конкурса предъявляются дополнительные требования.

Неконкурентные закупки

Неконкурентный вид закупок – это закупка у одного поставщика.

Преимуществом является то, что заказчик имеет возможность приобрести необходимую продукцию у конкретной компании с минимумом временных затрат и без сложностей, характерных для проведения торгов.

В ФЗ №44  и №223 ФЗ содержится перечень оснований для неконкурентных закупок. Среди них – закупки в малом объеме, заключение договора с естественными монополиями и т. д.

В некоторых случаях заказчику придется обосновать свой выбор, указав на причину невозможности или нецелесообразности проведения торгов.

Система государственных закупок в современной России

Государственные закупки занимают существенную долю в затратной части бюджета страны. Решение задачи эффективного расходования бюджетных средств невозможно без налаживания рациональной и прозрачной системы государственных закупок.

На основе мировой практики в Российской Федерации была разработана и внедрена система организации государственных закупок построенная на основе следующих принципов:

  • гласность;
  • открытость;
  • состязательность;
  • экономичность;
  • подотчетность.

Замечание 1

Цели данной системы – оптимизировать расходы государственного бюджета, устранить коррупцию при осуществлении государственных закупок, повысить управляемость процедурами закупки.

На практике обозначенные принципы реализуются за счет открытого размещения информации о закупках на открытом интернет- портале, при этом выбор поставщика (исполнителя) осуществляется на основе конкурсного отбора или аукциона.

Рынок государственных закупок условно разделяют на две основные сферы: открытый и закрытый (особый).
Открытый сектор обслуживает государственный спрос на товары гражданского назначения, то есть обеспечивает государственное гражданское потребление, нужды гражданских министерств и ведомств.

Что представляет собой система государственных закупок?

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Открытый сектор государственных закупок регулируется Федеральными законами:

  • ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • ФЗ № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  • Под действие закона № 44 ФЗ попадают следующие лица: распорядители бюджетных средств, органы государственной и муниципальной власти, уполномоченные органы, специализированные организации, получатели бюджетных средств.
  • Под действие закона № 223 ФЗ попадают: субъекты естественных монополий, государственные корпорации, организации, осуществляющие регулирующие виды деятельности, унитарные предприятия, автономные учреждения.
  • Закрытый сектор государственных закупок касается оборонной промышленности, он регулируется специальным законодательством, в том числе Федеральным законом № 275 ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Способы организации государственных закупок

Замечание 2

В ФЗ № 44 и № 223 обозначены особенности организации следующих видов закупок: конкурс (открытый или с ограниченным участием), запрос котировок, запрос предложений, электронный аукцион, закупка у единственного поставщика. В ФЗ № 223 дополнительно предусмотрены закупки малого объема (до 100 тыс. р.).

Открытый конкурс предусматривает размещение в свободном доступе сообщения о поиске поставщиков, при этом любой поставщик может принять участие в конкурсе, если его товар отвечает требованиям заказчика.

Конкурс с ограниченным участием предусматривает выдвижение особых требований к участникам, что ограничивает перечень потенциальных поставщиков.

Запрос котировки – это способ организации государственных закупок, в процессе которого в единой информационной системе неограниченному кругу лиц сообщается о потребностях заказчика. Победителем является тот участник закупки, ценовое предложение контракта которого является минимальным.

Запрос предложений − это способ организации государственных закупок, аналогичный запросу котировок, но помимо ценового критерия выбора поставщика, выдвигается ряд других требований (например, качество, сроки исполнения и др.)

Электронный аукцион предусматривает размещение в свободном доступе информации о предстоящих торгах. К потенциальным поставщикам предъявляются типовые общие для всех требования. Победителем аукциона является поставщик, который предложит наименьшую цену, при этом участники могут менять информацию в своих предложениях неоднократно.

Система управления гос закупками

Система управления гос закупками представляет собой очень сложный и, в тоже время, слаженный механизм. Конечно, любой механизм никак не может быть идеальным, и в нем находятся ржавые, а порой, и устаревшие детали.

Законодательный орган Российской федерации, государственная дума, отвечающая за законодательный аспект системы государственных и муниципальных закупок на протяжении семи лет, пытается подлатать этот механизм, заменяя старые детали на новые и проводя чистку ржавчины с федерального закона о гос.

закупках номер девяносто четыре, и к тому же, придумывает новое «устройство», так сказать, новый механизм — это федеральную контрактную систему.

Что же из себя представляет система государственных закупок, и какие основные процессы она реализует и поддерживает на должном уровне?

Система государственных закупок — это система, которая реализует государственную программу по закупке товаров, выполнению услуг, выполнению работ для нужд государственных и муниципальных заказчиков.

Без непосредственного участия этой системы в нашей стране нельзя приобрести или выполнить какие-либо услуги для бюджетной организации.

Также система представляет собой незаменимый инструмент для снижения издержек при выполнении работ и поставке товара, так как торги, проходящие в ней, направлены на удешевление закупаемых товаров или выполняемых работ.

  • В данной системе работают десятки тысяч сотрудников, которые на протяжении всего календарного и финансового года размещают торги, проводят их и на их же основании заключают государственные и муниципальные контракты (договора), а сам заказчик непосредственно следит за его исполнением.
  • Также важно учесть, что через систему гос закупок проходит огромное количество бюджетных средств и, следовательно, не говоря утайками, можно сказать, что находятся недобросовестные чиновники, которые, пользуясь своим положением и своей информацией, расходуют бюджетные деньги в своих целях либо проводят хитроумные схемы их отмывания.
  • Предположим, есть государственный контракт на уборку помещений в здании, например, суда, в ТЗ пишутся заведомо завышенные квадратуры площади уборки и цены на них, по итогам торгов выигрывает подложная компания, которая выполняет работы на двадцать процентов от положенных ста, остальные деньги делаться между чиновниками и директорами подставных фирм.
  • Таких примеров можно привести десятки и, к сожалению, на сегодняшний день, можно однозначно сказать, что существующий механизм системы государственных и муниципальных закупок прогнил и заржавел до такой степени, что латать его или менять отдельные детали себе дороже станет, легче создать новую систему, которая могла бы учесть все дыры старой и работать более продуктивно.
  • Подводя итоги, хочется верить, что механизм системы закупок ждет какое-либо обновление, потому что в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, он не отвечает всем требованиям и стандартам которые возлагались на него при его создании.

Как известно в наш просвещённый и, в то же время, быстро меняющийся мир, идущий по ступеням информатизации восьмимильными шагами, системы управления различными информационными и рабочими процессами вошли в направление любых сфер нашей жизнедеятельности.

Не стало исключением и такое направление как государственные и не государственные закупки.

Подобных систем управления достаточно много, и они различаются по своим функциональным возможностям, и нередко выполняют отдельно поставленные задачи повышенной сложности.

Из основных возможностей и неоспоримых плюсов систем управления закупочной деятельностью можно выделить следующие:

  • Многократное повышение эффективности в процессах при размещении закупок.
  • Минимизация рисков при составлении конкурсных аукционных документаций, что зачастую является главной головной болью всех специалистов в сфере размещения заказа: одна неточность может привести к невозвратимым последствиям.
  • Ощутимое сокращение затрат как временного, так и материального характера. С подобными системами временной фактор процесса опубликования и размещения закупок сократится в несколько раз.
  • Обычно в информационных системах управления гос закупками предусмотрено постоянно правовое и юридическое сопровождение, а также вы всегда будете в курсе любых изменений законодательства в сфере размещения заказа.
  • Система управления закупочной деятельностью обеспечивает постоянный контроль за размещением заказа, Вы всегда и в любой момент можете получить огромное количество различных стандартных отчетов, а некоторые системы предоставляют возможность самому специалисту составлять необходимый ему в работе аналитический отчет.

Различные системы могут предложить услугу и так называемого ведения вашего закупочного процесса от самого рождения его — опубликования извещения, до самого конца – исполнения контракта его закрытие. Очень важно, чтобы такой функционал присутствовал в системе управления закупками, так как он просто необходим за контролем и информационной осведомленностью.

Подводя итоги к выше сказанному, хочется посоветовать всем организациям, решившим приобрести систему управления закупочной деятельностью, не скупиться, приобретать проверенный и подходящий вам продукт, не вызывающий сомнений. Тщательно изучить все возможности приобретаемого продукта, все слабые и сильные стороны.

Если это возможно, но нужно посмотреть, как работает система закупок у других организаций, которые уже внедрили данную систему и плотно с ней работаю, уж они-то точно вам расскажут и покажут все основные нюансы эксплуатации системы в рабочем режиме.

Также необходимо уделить внимание вопросу обучения персонала, так как это является важным фактором использования системы управления закупочной деятельностью на все сто процентов.

Что такое государственные закупки: как это работает и что необходимо знать? Понятие, виды, правила участия

Государственные закупки – это закупки товаров, работ и услуг для удовлетворения потребностей государственных и муниципальных нужд, а также потребностей отдельных видов юридических лиц. Такие закупки могут быть направлены на удовлетворение самых разнообразных потребностей заказчиков начиная от закупок продуктов питания, заканчивая строительством здания.

Госзакупки: понятие и особенности

Государственные закупки обладают некоторыми отличительными чертами от коммерческих тендеров. Так, госзакупки:

  • строго регламентированы законодательно (в том числе по сумме заказа и срокам проведения), и за отступление от установленного порядка закупок заказчику грозит ответственность;
  • закупки нередко проводятся на условиях внесения обеспечения заявок на участие;
  • приоритет принадлежит государственным закупкам на конкурентных началах, а неконкурентный способ приобретения товаров, работ и услуг у единственного поставщика должен использоваться в ограниченных случаях.

Правовое регулирование

Компании и учреждения, которые полностью или частично принадлежат государству, обязаны проводить закупки товаров, работ и услуг по нормам закупочного законодательства.

Все закупки можно разделить на три крупные группы:

  1. Госзакупки по нормам 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По указанному закону закупаются государственные и муниципальные учреждения, которые ведут свою деятельность за бюджетный счет: больницы, образовательные учреждения, местные администрации и пр. Действие указанного закона распространяется на такие сферы, как планирование закупки, ее проведение, выбор победителя и подписание с ним контракта, а также его исполнение, приемку и оплату. Победитель в рамках 44-ФЗ может отбираться по критериям цены или по иным нестоимостным характеристикам (цена, опыт, квалификация участника и пр.).
  2. Закупки по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» проводят отдельные категории юрлиц. Это, в частности, компании с долей государственного участия не менее 50%, их дочерние компании и дочерние компании самих «дочек»; естественные монополии (нефтегазовый сектор, РЖД, Почта и пр.); учреждения, задействованные в регулируемых видах деятельности (например, водоснабжении и энергетике и пр.); бюджетные учреждения, закупающие товары, работы и услуги на гранты и субсидии, а также на собственные средства. Указанный закон менее строго регулирует процесс отбора поставщика, и ключевые условия проведения закупок заказчик указывает самостоятельно и прописывает в Положении о закупке. Заказчики по 223-ФЗ вправе установить свои правила отбора поставщика, указать собственные сроки проведения закупки и пр. Исключение составляют закупки у единственного поставщика и субъекты малого предпринимательства. Такие закупки могут проводиться на ЭТП четырьмя видами: аукцион, конкурс, запрос предложений и запрос котировок исключительно на электронных площадках.
  3. Коммерческие закупки. Их проводят коммерческие организации, которые не входят в вышеперечисленные перечни. Они могут определять правила закупки самостоятельно с опорой на Гражданский кодекс.

Виды закупок

Под закупкой понимается форма размещения заказа на поставку товаров, работ и услуг.

Все закупки по 44-ФЗ и по 223-ФЗ можно разделить на конкурентные и неконкурентные. Приоритет принадлежит конкурентным закупкам, и заказчики должны применять их по умолчанию.

Для проведения закупки неконкурентным способом у заказчика должны быть на это веские основания.

Конкурентные

К конкурентным закупкам по 44-ФЗ относят:

  1. Конкурс. Различают такие виды конкурса, как открытый, конкурс в электронной форме, закрытый, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс.
  2. Аукцион. Открытый аукцион сегодня проводится исключительно в электронной форме, при закрытом же конкурсе возможно проведение аукциона в бумажном и электронном форматах.
  3. Запрос котировок, а также электронный запрос котировок.
  4. Запрос предложений и электронный запрос предложений.

Заказчик размещает закупки различными способами в зависимости от критерия отбора поставщика. Так, если единственным значимым критерием для отбора поставщика является цена, то обычно заказчики делают выбор в пользу закупки в форме аукциона.

Также Правительством утвержден определенный перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики могут закупать исключительно через аукцион.

Если, помимо цены, для заказчика имеют значение иные характеристики поставщика, то он выбирает закупку в виде конкурса.

Конкурс с ограниченным участием практикуется при заказах сложных и инновационных товаров, работ и услуг. В рамках этой процедуры участники первоначально проходят предквалификационный отбор, требования ко всем поставщикам едины.

В рамках двухэтапного конкурса могут предъявляться дополнительные требования к участникам, а первый этап нередко используется для уточнения технического задания заказчиком.

Он проводится, например, при закупках научных изысканий и экспериментов и пр.

С 2019 года заказчик обязан проводить открытый конкурс в электронном виде. Бумажные версии закупок сохранены только для ограниченного круга закупок.

Запрос котировок применяется при условии НМЦК в пределах 500 тыс. р.

В закупке побеждает участник, который предложил самую низкую цену. Проводится в электронной версии или путем передачи бумажных конвертов заказчику. Годовой объем закупок через запрос котировок не должен превышать 10% от СГОЗ.

Запрос предложений – это мини-конкурс, когда участники оцениваются по нескольким параметрам: например, цена и опыт работы.

В рамках запроса предложений допускается переторжка, когда участники могут изменить свое предложение по цене в лучшую сторону.

Запрос предложений проводится по ограниченному перечню оснований, например, при признании повторного конкурса несостоявшимся или при закупках жилья для детей-сирот.

Оптимальные процедуры для новичков

Оптимальными формами закупки для новичка являются электронный запрос котировок и аукцион.

Стоит учесть, что в рамках 44-ФЗ проводятся специальные закупки исключительно среди субъектов малого бизнеса. Такие закупки позволяют заказчику уложиться в лимит в 15% по доле СМП в общем объеме закупок.

Закупки среди СМП проводятся на льготных основаниях: так, для них снижен размер обеспечения, и гарантирован более оперативный порядок оплаты оказанных услуг.

Закупка у единственного поставщика, как неконкурентное закупочное мероприятие

Неконкурентной закупкой является закупка у единственного поставщика. Она проводится только в ограниченных случаях, которые перечислены в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Это, например, признание конкурса или аукциона несостоявшимся; проведение закупки на сумму до 300 тыс. р.; закупки у естественных монополий; закупки в условиях ЧС и направленные на ликвидацию аварий и пр.

Закрытый формат

Закупки по 44-ФЗ также могут проводиться в закрытом формате. Такие закупки отличаются тем, что предложения направляются ограниченному кругу субъектов, а сведения о закупках не размещаются в ЕИС. Данный способ практикуется при наличии государственной тайны или при поиске водителей для судей или приставов.

Особенности по 223-ФЗ

Заказчик по 223-ФЗ более свободен в выборе способа закупок. Он обязан прописать в Положении о закупке 4 конкурентных способа закупки: конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок, а также один неконкурентный. Остальные закупки заказчик включает в Положение по своему усмотрению.

Закупки среди СМП по 223-ФЗ проводятся заказчиками только в электронном виде.

Преимущества для участников

Преимущества государственных закупок для участников очевидны:

  1. Они получают крупные финансовые вливания.
  2. Приобретают крупных клиентов.
  3. Формируют положительный имидж на рынке.
  4. Приобретают колоссальный опыт работы и полезные связи.

Для участников из числа малого бизнеса в государственных закупках действуют квоты, что позволяет им расширить свое участие на рынке и увеличить прибыль.

Где искать сведения о закупочных процедурах

Сведения о закупках по 44-ФЗ публикуются в Единой информационной системе здесь.

Сведения о закупках в электронной форме дополнительно публикуются на одной из 8 площадок, прошедших правительственный отбор: Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, НЭП, Росэлторг, ZakazRF, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ, АО «РАД».

 Для проведения закрытых электронных процедур может использоваться площадка АСТ «ГОЗ».

Сведения о закупках по 223-ФЗ также публикуются в ЕИС. Заказчик может не размещать здесь данные о закупках на сумму в пределах 100 тыс. р., а также в пределах 500 тыс.

р. при годовом объеме закупок более 5 млрд р.

Перед тем как принять участие в закупках, поставщику стоит убедиться, что поставляемые им товары, работы и услуги являются востребованными в регионе его участия. Подобрать подходящие закупки поставщик может по ОКПД-2 или ключевым словам. Также участник может ориентироваться на размещенный план-график заказчика по 44-ФЗ или закупочный план по 223-ФЗ.

В ЕИС не публикуется данные о закупках, предмет или содержание которых составляют государственную тайну.

Что требуется для участия

Участие в закупках представляет собой способ заработка на продаже товаров, работ и услуг. Для того чтобы принять участие в закупках, поставщику необходимо хорошо подготовиться.

Первоначально необходимо заняться подготовкой необходимых документов. Таким документами являются:

  • уставные документы: копия устава, свидетельство ИНН, выписка из ЕГРЮЛ;
  • документы, служащие подтверждением полномочий гендиректора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • лицензия, если деятельность относится к лицензируемой;
  • свидетельство СРО (например, для оказания строительных услуг).

Такой комплект документов передается участником для прохождения регистрации в ЕИС. Прохождение регистрации открывает поставщикам доступ к электронным закупкам, которые проводятся на ЭТП. По новым правилам участникам не нужно получать аккредитацию на каждой площадке – достаточно зарегистрироваться в ЕИС.

В дальнейшем в процессе закупок от участника могут потребовать дополнительную информацию. Это сведения по квалификации персонала, мощности оборудования, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Существенный объем закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ проводится в формате электронного аукциона, конкурса, запроса предложений или котировок на специализированных торговых площадках.

Именно на ЭТП участники оформляют заявки и подписывают договоры, а для этого им необходима электронная цифровая подпись (ЭЦП).

Раньше законодательно не регламентировалось, какую подпись стоит оформить поставщику.

Но, согласно последней редакции 44-ФЗ в его ст. 5, подчеркивается, что участнику нужна квалифицированная электронная подпись.

ЭЦП – это флешка, на которой сохранен цифровой ключ. Он подтверждает полномочия лица, которое пользуется этой подписью, и полностью заменяет собственноручную подпись. Ключи выдают специализированные организации, которые аккредитованы Минсвязи. ЭЦП, которая подойдет для участия в госзакупках, обойдется участнику в 5000 р. в год. После истечения сроков действия ЭЦП ее необходимо обновить.

Для получения ключа заявка на участие передается в удостоверяющий центр. Участники также предоставляют определенный комплект документов. Сроки оказания услуги составляют около 2-3 дней.

Перед участием в закупке участнику стоит в поисковой строке в ЕИС подобрать подходящий под свои параметры тендер. Участнику нужно с использованием сервиса «Расширенный поиск» установить:

При нажатии на извещение открывается страница, которая содержит полную подробную информацию о закупке, а также требования к участнику. На этом этапе участнику нужно понять, подпадает ли он под установленные требования, а затем необходимо корректно составить заявку на участие в закупке.

Важно обращать внимание на наличие требований о внесении обеспечения заявки, сроки исполнения договора, соответствие объекта закупки возможностям поставщика, наличие штрафов за ненадлежащее исполнение контракта и пр.

При наличии в закупочной документации требования о внесении обеспечения заявки на участие участнику стоит заблаговременно позаботиться об открытии спецсчета.

Раньше деньги в виде обеспечения участник вносил на свой лицевой счет на электронной торговой площадке. С 2019 года поставщику необходимо открывать спецсчет в банке, на который переводятся деньги.

С указанного счета будет списываться плата за победу в закупке.

Далее участник готовит заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями закупочной документации. Заявка на участие может передаваться в электронном или бумажном видах с приложением документов. При наличии сложностей в процессе заполнения заявки на участие поставщик вправе обратиться к заказчику с запросом на разъяснение положений.

Заявка должна быть подана в строго оговоренные сроки, иначе она будет отклонена. Эти сроки можно найти в извещении о закупке.

В случае победы в закупке заказчик передает участнику проект контракта.

Например, в рамках электронного аукциона на эту процедуру отводится 5 календарных дней. У победителя будет пять дней на ознакомление с документом и подписание его.

Проект контракта должен полностью соответствовать тому, который был представлен в извещении.

Если участник не согласен с результатами закупки, то он вправе пожаловаться на заказчика в антимонопольную службу.

Загрузка…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *