Антимонопольное законодательство рф — основные акты

Антимонопольное законодательство РФ - основные акты

Законодательство, связанное с антимонопольной деятельностью – для обычного гражданина это совершенно непонятная тема. Прежде всего, следует понять, что это не отдельный закон, а целый свод нормативно-правовых актов, в чью задачу входит регулирование и защита конкуренции, а также контроль за монопольной деятельностью и ее ограничение. В данной статье мы постараемся рассмотреть основные вопросы антимонопольного законодательства и выяснить необходимые нюансы.

В чем заключаются основные цели и задачи

К основным задачам можно отнести следующие:

  • Создание свободной экономической зоны в России. Для этого устанавливаются ограничения на ввоз или вывоз товара, сокращается избыточное лицензирование, оказание помощи Российским производителям;
  • Организация максимально открытого и доступного провеса реорганизации организаций, использованием акций, применение нематериальных активов и определенного типа прав;
  • Создание доступных условий для входа на рынок. При этом необходимо выявлять недобросовестных предпринимателей, которые стараются избавляться от более мелких конкурентов, тем самым устанавливая собственные условия и удерживая цены на удобном для них уровне;
  • Формирование таких механизмов, при которых в экономическую деятельность не могли бы вмешиваться представители органов власти, используя при этом муниципальные или государственные структуры;
  • Выявление недобросовестной конкуренции;
  • Создание максимально выгодных условий для представителей малого бизнеса. При этом для них стараются создавать наиболее щадящие условия по налогообложению;
  • Формирование специального надзорного антимонопольного органа;  
  • Регулярное отслеживание положения на рынке сбыта, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Арбитражная практика – антимонопольное и гражданское законодательство:

На каких уровнях принимается антимонопольное законодательство

Фактически, на текущий момент указанные уровни делятся на три основных вида:

  1. Федеральный или государственный;
  2. Принимаемые на уровне субъектов Российской Федерации. В данном случае законодательство берет на себя обязанность по регулированию цен в определенной экономической отрасли, в том числе и естественных монополиях;
  3. Принимаемые местным самоуправлением. На данном уровне может регулироваться деятельность локальных монополий. Так, например, деятельность организаций занимающихся теплом или водоснабжением.

Основная нормативная база

В первую очередь, к основным нормативно-правовым актам следует отнести Конституцию России и Гражданский Кодекс. В качестве фундаментального закона в данном случае выступает Федеральный Закон «О защите конкуренции».

В нем прописываются основные правила и требования, предъявляемые к здоровой конкуренции. Также имеются важные моменты, касающиеся подавления монопольной деятельности.

Также, дополнительно, в состав Антимонопольного законодательства входят следующие нормы:

  • ФЗ «О недрах»;
  • ФЗ «О поставке продукции для федеральных нужд»;
  • ФЗ «О связи» и многие другие.

Помимо федеральной нормативной базы, в антимонопольное законодательство входят и региональные документы. К ним относятся:

  • Акты муниципального местного самоуправления, в чью задачу входит регулирование ценообразования на локальном уровне;
  • Постановления Правительства России и иные документы, носящие антимонопольный характер;
  • Региональные определения, осуществляющие контроль за ценами, экономикой и монополией.

Антимонопольное законодательство РФ - основные актыОсновные нормативно-правовые акты РФ.

Определение Федеральной антимонопольной службы

ФАС, по сути, это единственная государственная структура, в чью задачу входит регулирование вопроса антимонополии. В ее задачи входит:

  • Самостоятельное установление основного предмета регулирования;
  • Издание нормативно-правовых актов, определяющих основные момент монопольной деятельности;
  • Осуществление контроля за исполнением установленных предписаний.

Положения ФАС дают право государственной структуре не только осуществлять контроль, но и привлекать к административной ответственности тех, кто нарушил установленные предписания. К сожалению, такая практика не всегда оказывается целесообразной, поскольку может породить большое количество ошибок и недочетов.

Суть в том, что Федеральная служба практически не ограничена в своей деятельности. Представители ФАС могут требовать любую документацию, осуществлять контроль любых объектов экономической сферы, привлекать к административной ответственности, накладывать штрафные санкции, запрещать сделки.

Также среди возможностей ФАС присутствует осуществление контроля за антимонопольной деятельностью. Государственная структура вправе задавать ее развитие, издавая новые нормативные акты. 

Какие способы воздействия осуществляют антимонопольные структуры

Существует несколько методов, которые используются для регулирования монопольной деятельности. Стоит отметить, что каждый из них имеет как свои преимущества, так и существенные недостатки. Рассмотрим каждый из методов в отдельности.

Репрессивный

Другими словами – наказания, которые могут использоваться буквально в неограниченном количестве, при этом все исключительно согласно законодательным нормам.

Представители, осуществляющую ту или иную деятельность, должны работать согласно букве закона. В первую очередь следует помнить о том, что нельзя злоупотреблять своим положением (в особенности, если оно является доминирующим), при выпуске какого-либо продукта.

Другой вид правонарушения, которое наказывается репрессивным методом воздействия – это завышение ценовой политики или вступление в сговор с другим производителем, для удержания цен на выгодном для себя уровне.

Нередко предприниматели грешили тем, что специально убирали с прилавков тот или иной товар, тем самым создавая искусственный дефицит. Подобная мера также является противоправной. Государственная структура следит за тем, чтобы предприятия искусственно не создавали условия дефицита товара.

Антимонопольное законодательство РФ - основные актыПонятия антимонопольного законодательства.

Специально созданный следственный комитет имеет право запросить необходимую документацию и по пунктам разбираться в каждом отдельном деле, накладывая запреты на то, что сочтут противоречащим законодательным нормам. Предпринимателю при этом выдается определенное предписание, которое может исправить ситуацию.

Если же юридическое лицо отказывается от исполнения, государственный орган имеет право наложить штрафную санкцию.

Созидательная мера

Второй вариант воздействия. Суть данной меры заключается в создании максимально равных условий для достижения единого успеха в предпринимательской деятельности.

Как это выглядит на бумаге: антимонопольный комитет создает единые условия на территории всей России, к сторонам применяются единые права, обязанности, а также законодательные нормы.

Механизмы регулирования направлены на создания единой товарной, финансовой и налоговой политики.

Как это выглядит на деле? Федеральная антимонопольная служба всеми силами старается оказать поддержку представителям малого, среднего и крупного бизнеса, в том числе и в период вхождения в рыночные отношения. В частности, для малого и среднего бизнеса создаются максимально комфортные условия, снижаются возможные препятствия.

Все это необходимо для создания здоровой конкурентной атмосферы.

Что за такую помощь требует комитет? В частности, открытую работу и предоставление любой необходимой информации в любое время. Если же предприниматель не готов пойти навстречу государственной структуре, к нему будет применен совершенно другой метод, менее лояльный.

Как обстоит дело за рубежом

На текущий момент в любой промышленно развитой стране имеется специальная служба, регулирующая вопросы, связанные с конкуренцией и осуществляющая контроль за монополиями. При этом создание и отработка антимонопольного законодательства в данном вопросе является первостепенно важным и необходимым.

  • Анализ практики применения антимонопольного законодательства:
  • Сейчас в основные задачи антимонопольной программы входит создание максимально выгодных условий для потребителя, развития товарно-денежных отношений и пресечение деятельности недобросовестной конкуренции.

Если брать в пример зарубежные страны, то там работа с монополиями привела к двум вариантам развития. Первый – это полное запрещение монопольной деятельности, а второй, разрешение, но осуществление постоянного контроля. Собственно именно последний вариант и можно наблюдать на текущий момент в России. Хорошо это или плохо, сказать сложно.

При этом следует заметить, что в тех странах, где монополия является разрешенной, существует целый ряд требований, которые устанавливает законодательство. Так, например, обязательная регистрация определенных видов соглашений о создании монополии или жесткое ограничение конкуренции.

Антимонопольное законодательство РФ — Финансовый ответ

Антимонопольное законодательство способствует поддержанию конкурентной среды между субъектами, снижает влияние монополий, создаёт оптимальные условия для развития рыночных отношений и повышения благосостояния граждан. Цель антимонопольной политики Российской Федерации стимулировать рост производителей, увеличивать число предложений, давать возможность всем поставщикам продукции и услуг участвовать в экономических отношениях.

Монополия, против которой работает антимонопольный комитет РФ, определяется как явление рынка, когда предложение поступает только от одного хозяйствующего субъекта, диктующего и навязывающего собственные цены. Основными признаками монополизированного рынка являются:

  • присутствие только одного продавца;
  • наличие уникального товара без аналогов;
  • отсутствие конкуренции;
  • ограничение выхода на рынок новых участников.

Антимонопольный закон не уничтожает монополии. Он позволяет субъекту добиться главенствующего положения в экономике, но не разрешает злоупотреблять им, исключая недобросовестную конкуренцию. Антимонопольный комитет РФ и сопутствующие службы осуществляют соблюдение действующего законодательства, развивают бизнес-структуры и защищают интересы покупателей.

Направления, которые контролирует антимонопольное законодательство

Антимонопольная политика Российской Федерации создаёт единую торговую платформу, устанавливает свободное хождение товаров и добивается полноценного функционирования рынков. К основным задачам отрасли относится:

  • Формирование здоровой конкуренции.
  • Предоставление свободного выхода для торговли вновь образованным производителям.
  • Государственное регулирование экономических отношений.
  • Ограничение влияния монополий на реализацию и приобретение товаров.

Являясь основным инструментом регулирования экономических отношений, антимонопольный закон в Российской Федерации выделен в отдельную отрасль законодательства, использует административные, конституционные, гражданские и уголовные нормы права.

Применяется закон на разных уровнях общественных формирований: федеральном, муниципальном или в отношении к отдельным субъектам.

Антимонопольное законодательство РФ состоит из перечня правовых документов, направленных для пресечения незаконных действий.

Очередность платежных документов в банке Антимонопольное законодательство РФ - основные акты

Методы, используемые для антимонопольного регулирования

Кроме анализа рыночных отношений и отслеживания изменений, происходящих в экономике, антимонопольный закон РФ активно применяет ряд запретительных мер. На основании принятого законодательства запрещено:

  • Продвижение договорённостей, ограничивающих конкуренцию.
  • Использование организациями главенствующего положения.
  • Навязывание заключения заведомо невыгодных соглашений.
  • Ведение политики неправильного формирования цен.

Перечень запретов ограничивает недобросовестную конкуренцию, развитие монополий и вмешательство власти в работу субъектов.

Антимонопольное законодательство РФ запрещает выбор сильно заниженных или завышенных цен на продукцию, намеренное удаление товара из оборота для создания дефицита.

Монопольно низкая стоимость помогает широкопрофильным предприятиям вытеснить конкурентов, а специально завышенная цена незаконно компенсирует не полностью используемые производственные мощности предприятий в обход законодательства.

Помимо запретов, антимонопольный закон Российской Федерации накладывает ограничения на количество экономических операций.

Контролирующий орган проверяет сделки для исключения нарушений, возникающих из-за взаимодействия с определёнными покупателями или продавцами, и договора, разделяющие рынок в соответствии с ассортиментом продукции.

Государственный антимонопольный комитет тщательно проверяет соглашения, которые препятствуют работе новых производителей.

Кредит на открытие бизнеса

Операции, контролируемые антимонопольной политикой

Антимонопольные службы отслеживают не только законность сделок, но и непосредственно участвуют при совершении следующих экономических операций:

  • Разделение или ликвидация муниципальных образований.
  • Объединение или укрупнение субъектов.
  • Покупка акций, дающих право голоса на собраниях учредителей.
  • Получение крупных активов и отчуждаемого имущества.
  • Приобретение прав на организацию исполнительного органа.

Антимонопольный закон выступает против недобросовестной конкуренции, которая даёт незаконное преимущество, причиняет убытки и неправильно информирует покупателей.

Сюда же причисляется разглашение сведений о торговых операциях и технических разработках без согласия правообладателя. Законодательство Российской Федерации запрещает власти расширять права отдельных организаций для монополизации рынка.

Нарушение норм действующего законодательства влечёт наложения различных форм наказания.

Антимонопольное законодательство. Обеспечение защиты конкуренции

Обеспечение защиты конкуренции выступает как один из механизмов, поддерживающих и обеспечивающих эффективность экономики любой страны по всем направлениям.

Экономика конкуренцией признает соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности, то есть цивилизованную легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

И хотя конкуренция является необходимым условием развития предпринимательской деятельности, средством регулирования основных экономических процессов, удовлетворения интересов потребителей, следует признать правомерным положение о том, что конкуренция не способна к саморегуляции в должной мере. Поэтому для обеспечения оптимального функционирования рынка необходимо дальнейшее совершенствование российского конкурентного законодательства.

Читайте также:  Статьи раздела прием на работу

Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» введено юридическое понятие «конкуренция» — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона).

В целях защиты хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции государством предусмотрен комплекс мер, направленных на обеспечение условий для рыночной конкуренции.

Так, государственное антимонопольное регулирование и контроль включает в себя комплекс экономических, административных и законодательных мер, находящихся в компетенции государства и направленных на обеспечение условий для рыночной конкуренции, а также на недопущение чрезмерной монополизации рынка, что угрожало бы нормальному функционированию рыночного механизма. Вышеупомянутым законом № 135-ФЗ под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона)..

Антимонопольное законодательство РФ основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральных законах.

Отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, также регулируются постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Отправными в данном случае являются положения Конституции РФ, в соответствии с которыми в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст.8), не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст.

34), в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка, то есть устанавливается федеральный уровень антимонопольного законодательства (п. «ж» ст. 71),   на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (п. 1 ст. 74).

Гражданский кодекс РФ устанавливает равенство участников регулируемых им отношений, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебную защиту.

Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 30 июня 2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указал, что к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке .

Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения, монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения  конкуренции органами власти.

 Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.

Большая роль при регулировании процедур защиты и поддержки конкуренции принадлежит Правительству РФ и издаваемым им актам, среди которых можно выделить постановление РФ от 5 июля 2010 года № 504 «О случаях допустимости соглашений между страховщиками, работающими на одном и том же товарном рынке, об осуществлении совместной страховой или перестраховочной деятельности», которым признано, что хотя соглашения между хозяйствующими субъектами, приводящие к ограничению конкуренции, запрещены, но при определенных условиях они могут быть признаны допустимыми. Установлены случаи допустимости соглашений между страховщиками, работающими на одном и том же товарном рынке, об осуществлении совместной страховой или перестраховочной деятельности (общие исключения).

Также, следует обратить внимание и на постановление Правительства РФ от 1 апреля 2010 года № 208 «Об утверждении Положения о предварительном согласовании особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже», которым установлен порядок предварительного согласования с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже. Предписание о таком согласовании выдается хозяйствующему субъекту по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

А, например, принятое в ноябре 2007 года постановление Правительства РФ от № 769 «О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» устанавливало, что такие соглашения должны были заключаться на срок не позднее 30 апреля 2008 г. Но на практике эта модель отношений власти и бизнеса оказалась более востребованной, а данные ФАС рекомендации стали служить ориентиром для определения взаимных обязательств сторон в соглашениях такого рода. К таким соглашениям относятся соглашения об ограничении торговых надбавок на продукты питания первой необходимости с ведущими сетевыми компаниями, соглашения об установлении предельной отпускной цены на продукты питания первой необходимости и т.п. В качестве примера можно сослаться на соглашение, заключенное Администрацией Тверской области с компанией «Ритм 2000», которое было призвано обеспечить дальнейшее развитие ведущей торговой сети региона — «Тверской купец», включающее в себя не только вопросы инвестиций для расширения бизнеса, но и вопросы социальной ответственности, что предполагало реализацию тверских товаров надлежащего качества по экономически обоснованной цене при обязательном наличии социального ассортимента товаров .

В целях реализации положений антимонопольного законодательства постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 года № 409 «Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации» определены Условия признания доминирующим положения кредитной организации. Законом «О защите конкуренции» установлено, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта) доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%, кроме финансовой организации (ст. 5 ), для которой предусмотрены нижние пороговые значения, исключающие возможность признания ее доминирующего положения. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее данной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок. Доминирующее положение на товарном рынке нескольких кредитных организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц.

Важными для обеспечения защиты конкуренции являются следующие подзаконные нормативные правовые акты антимонопольного органа:

— приказ ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», которым актуализирован порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Такой анализ необходим для установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, ведении реестра хозяйствующих субъектов.

Он также проводится при решении вопросов о принудительном разделении (выделении) организаций.

— приказ ФАС России от 24 февраля 2010 года № 89 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства». Данным приказом утвержден административный регламент ФАС России, который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Регламентирован порядок осуществления следующих административных процедур: принятие решения о проведении проверки; подготовка к проверке; проверка; составление акта по ее результатам; ознакомление с ним субъекта проверки; принятие мер.

Первые разделы планов проверок размещаются на официальных сайтах ФАС России и ее территориальных органов в сети Интернет. Общий срок проведения проверки составляет не более 3 месяцев. Проверки проводятся в выездной форме. По результатам проверок Службой составляются акты проверяемых лиц.

Определен порядок обжалования действий (бездействия) Службы в ходе проведения проверки.

— приказ ФАС России от 17 апреля 2008 года № 129 «Об утверждении формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными ст. 27-31 Федерального закона «О защите конкуренции».

В связи с необходимостью государственного контроля за экономической концентрацией создание крупных коммерческих организаций (в том числе путем слияния, присоединения) осуществляется либо с предварительного согласия ФАС России, либо при условии обязательного уведомления ФАС России.

В некоторых случаях требуется согласие ФАС России на приобретение акций, долей в уставном капитале, имущества коммерческой организации. При этом, п. 3.

30 Административного регламента ФАС России установлено, что в случае представления в антимонопольный орган не всех указанных документов и сведений антимонопольный орган в течение пяти рабочих дней уведомляет заявителя о том, что ходатайство (уведомление) не считается представленным с указанием непредставленных документов и сведений. Так, например, Федеральный арбитражный суд Московского округа признал, что ФАС РФ правомерно возвратил представленное ЗАО «Стройкапиталинвест» уведомление, которое не соответствует требованиям действующего законодательства (постановление от 9 марта 2011 г. № КА-А40/1195-11 по делу № А40-99162/10-139-535).

Можно привести также ряд иных актов, принимаемых уполномоченными органами, но тем не менее, все вышесказанное подтверждает, что существующая в настоящее время система антимонопольного регулирования включает в себя и федеральное законодательство, и иные нормативные документы, уполномоченных органов.

Однако, следует отметить, что подзаконные акты часто только уточняют и дублируют федеральное законодательство, что приводит к определенным трудностям в процессе правоприменения, а само законодательство о защите конкуренции требует усовершенствования.

На это обстоятельство неоднократно ссылается Торгово-промышленная палата РФ, которая в Концепции развития законодательства РФ на период 2008 — 2011 гг.

, в Концепции развития законодательства РФ на период до 2012 года предлагает усовершенствовать правовую основу предпринимательской деятельности, подчеркивая, что существующая в настоящее время система антимонопольного регулирования включает в себя не только федеральное законодательство, но и целый ряд методических рекомендаций, приказов и иных нормативных документов, разработанных антимонопольным органом, которые уточняют, а зачастую и дублируют федеральное законодательство . Концепции включают в себя наиболее проблемные вопросы и предлагают перечень изменений в антимонопольное законодательство для их решения, список проектов законодательных актов, подлежащих разработке и принятию, с которыми нельзя не согласиться.

Говоря о защите конкуренции нельзя не сказать об ответственности за совершение нарушений антимонопольного законодательства, к которым Закон «О защите конкуренции» относит злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, что выражаются в действии (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (ст.10). Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отказал в признании недействительными решений антимонопольной службы, поскольку антимонопольным органом доказано, что предприятие занимает доминирующее положение на рынке услуг по подписке и доставке периодических печатных изданий, и факт уклонения предприятия от заключения соответствующего договора (постановление от 25 сентября 2008 г. № А74-953/2007-Ф02-9325/2007).

Читайте также:  Предлагается предоставить сторонним организациям право проводить оценку патентоспособности

Также к нарушениям антимонопольного законодательства относятся соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст.11 Закона).

В статье 8 Закона «О защите конкуренции» определено, что согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются такие их действия на товарном рынке, которые заранее известны каждому из указанных лиц, их результат соответствует интересам каждого из них, они вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке. К обстоятельствам, в равной мере влияющим на всех хозяйствующих субъектов, действующих на конкретном товарном рынке, данная норма, в частности, относит изменение регулируемых тарифов, цен на сырье, используемое для производства товара; изменение цен на товар на мировых товарных рынках; существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год. При этом, для признания действий хозяйствующих субъектов согласованными необходимо, чтобы эти действия были совершены указанными лицами на одном товарном рынке; не являлись следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке; были заранее известны каждому из хозяйствующих субъектов и их результат соответствовал интересам каждого из этих лиц.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.

2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными, следует учитывать, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, — может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий наряду с прочими обстоятельствами может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Антимонопольное законодательство в Российской Федерации

Антимонопольное законодательство — это направление государственной деятельности в экономической деятельности.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов.

Правовое регулирование защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках РФ осуществляется системой нормативных правовых актов. Принципы антимонополь­ного регулирования определены Конституцией РФ, ст.

8 которой за­крепляет основополагающий принцип рыночной экономики — свобо­ду конкуренции, а п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст.

74 Конституции РФ на территории РФ провозглашается существование единого экономического простран­ства в государстве — необходимое условие поддержки конкуренции.

Среди международных актов в сфере конкурентного права можно выделить следующие нормативные правовые акты:

— Соглашение о согласова­нии антимонопольной политики, подписанное странами — участни­ками СНГ 12 марта 1993 г.,

— Договор о проведении согласованной ан­тимонопольной политики, заключенный в развитие Соглашения 25 января 2000 г., двусторонние соглашения, заключаемые Прави­тельством РФ с правительствами иностранных государств.

Законодательство Российской Федерации в сфере конкурентного права

Статья 10 ГК РФсодержит запрет на использование граждан­ских прав в целях ограничения конкуренции, а также на злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции,  в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определены Феде­ральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конку­ренции».

Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством, и преж­де всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О есте­ственных монополиях».

Помимо специального законодательства нормы, определяющие антимонопольные требования при осуществлении предпринима­тельской деятельности, содержатся в иных актах. Во-первых, это нормы ст. 10 и 1033 ГК РФ.

Кроме того, следует отметить ст. 17 За­кона РФ «О недрах», ст. 32 Закона о банках, ст. 5 Федерального за­кона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», ст.

15, 17, 20 Закона о связи и другие акты.

Наряду с законами конкурентные отношения могут регулиро­ваться постановлениями Правительства РФ, нормативными право­выми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством. В качест­ве примера приведем: постановление Правительства РФ от 19 фев­раля 1996 г.

№ 154 «О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов» (далее -реестр), приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 апре­ля 2006 г. № 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», приказ МАП России от 31 марта 2003 г.

№ 86, которым утверждены Мето­дические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг.

Отношения могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые Федеральным законом «О защите конкуренции», применяются правила международного договора Российской Федерации.

Уровни антимонопольного законодательства в Российской Федерации

Уровень антимонопольного законодательства:

— федеральный (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ)

— на уровне субъекта РФ — в сфере, не входящей в исключительную сферу и в сферу совместного ведения

Субъекты РФ имеют право осуществлять регулирование, формирование и применение цен в соответствующей области экономики, включая естественные монополии. На уровне муниципальных образований.

  • Могут оказывать влияние на действие локальной монополии.
  • К ведению м/о отнесены организации, содержащие развитие муниципального тепло- и водоснабжения.

Понятие и структура антимонопольного законодательства

Антимонопольное законодательство представляет собой систему нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств, а также на регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью, и пресечением недобросовестной конкуренции.

Основные цели антимонопольного законодательства:

    1. определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
    2. обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств.

Первая цель является узкоспециальной, присущей лишь антимонопольному законодательству, а вторая имеет более широкий характер, может быть обозначена как одно из направлений деятельности всего гражданского законодательства.

В нормах антимонопольного законодательства находят отражение процессы государственного вмешательства в экономические отношения, процессы взаимопроникновения частных и публичных начал правового регулирования.

Для антимонопольного законодательства характерно сочетание норм различных отраслей права: гражданско-правовых, административных, уголовных.

Однако, правоотношения, регулируемые антимонопольным законодательством, имеют в большинстве своем гражданско-правовые свойства.

Структура антимонопольного законодательства

Ст. 2 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает, что антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее — антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из

    1. Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
    2. иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере защиты конкуренции (указанные в ст. 3 закона).

Кроме того, отношения в сфере защиты конкуренции могут регулироваться

    • постановлениями Правительства Российской Федерации,
    • нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
    • международными договорами Российской Федерации.

Основой антимонопольного законодательства выступает Конституция РФ, ст. 8 которой гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Ст. 34 Конституции прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

ГК РФ содержит аналогичные нормы (ст. 10).

Из федеральных законов, имеющих существенное значение для антимонопольного регулирования, кроме ФЗ «О защите конкуренции», можно назвать следующие:

    1. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
    2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Антимонопольное законодательство



В статье автором рассматриваются ключевые преимущества и недостатки конкуренции и монополии. Обозначены проблемы конкуренции и монополии в юридическом и экономическом аспектах в условиях российской действительности.

Сделан вывод, что что в целях обеспечения экономической безопасности национального хозяйства, необходимо осуществление государственного регулирования экономических процессов, способных гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, монополия, конкуренция, обоснованность, запрет, рынок, цена, экономическая безопасность.

In the article the author considers the key advantages and disadvantages of competition and monopoly.

Marked the problems of competition and monopoly in the legal and economic aspects in the conditions of Russian reality.

It is concluded that in order to ensure the economic security of the national economy, it is necessary to implement state regulation of economic processes that can guarantee the normal functioning of a market economy.

Keywords: antimonopoly legislation, monopoly, competition, validity, prohibition, market, price, economic security.

Одним из основных условием существования рыночной системы является соперничество, или как принято называть это явление — конкуренция.

Важность наличия стабильных и созидательных отношений на рынке между субъектами конкуренции, монополии, потребителями, иными гражданами и их объединениями для развития социально-экономических отношений, экономической и даже политической безопасности только усиливает публичную значимость регулирования государством конкуренции и монополии. Конкуренция и монополия дополняют друг друга и не могут существовать отдельно, поскольку они синтезированы между собой.

Рыночной конкуренции характерны определенные преимущества и недостатки.

К основным преимуществам конкуренции, главным образом, следует отнести создание условий по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством.

Конкуренция не содержит четко определённых механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Читайте также:  Ходатайства в гражданском процессе

Монополия, в свою очередь, представляет собой тип рыночных отношений, при котором всю отрасль производства товара одного вида контролирует лишь один продавец 2.

Вместе с тем, государственная национальная политика должна заключаться в использовании антимонопольного законодательства для предотвращения возможности получения монополиями избыточной рыночной власти. Инициативность крупных организаций (предприятий), заинтересованных в максимальном извлечении прибыли и упрочнении своего положения на рынке, неотвратимо порождает угрозы конкуренции 3. Тесное переплетение конкурентных и монопольных отношений в современном мире обусловливают актуальность исследования данной проблемы.

Проблема монополизма и самого процесса конкуренции в целом, вызывает серьёзные научные дискуссии в среде нескольких поколений учёных — экономистов, по праву считаясь одним из наиболее сложных и неоднозначных направлений современной экономической науки 2.

Следует отметить, что на сегодняшний день, большая роль в обеспечении экономической безопасности страны отводится монополистическим образованиям и механизмам борющихся с ними.

Для некоторых публично значимых целей государство защищает определённые сферы хозяйствования от конкуренции, устанавливая там режим монополии.

В то же время следует отметить, что чрезмерное увлечение созданием легальных монополий, особенно не имеющих никаких объективных предпосылок для монополизации, может нарушить баланс конкурентных и монопольных рынков и принести вред развитию экономики и интересам потребителей.

В соответствии со ст. 8 и ст. 34 Конституции Российской Федерации 1 государство защищает экономическую деятельность страны, не допуская ее монополизации.

Место ФАС России в системе федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 21.05.

2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», который включает эту Службу в перечень органов исполнительной власти, непосредственно отнесенных к ведению Правительства РФ.

Установленные в рамках данной подпрограммы целевые индикаторы, касающиеся деятельности антимонопольного ведомства, также, как и рассмотренные выше показатели, отражают долю устраненных нарушений, место ведомства в рейтинге.

Кроме этого, в подпрограмме установлены индикаторы, характеризующие прозрачность процесса закупок — доля контрактов с единственным поставщиком, среднее количество участников процедуры определения поставщиков.

Однако все эти показатели могут быть отнесены к группе показателей непосредственного результата 4.

Особенностью современного этапа государственной политики в области защиты конкуренции является необходимость ее выхода за пределы охранительной функции с ориентацией на мероприятия системного макроэкономического характера, которые должны привести к формированию проконкурентной правовой и институциональной среды в ключевых отраслях российской экономики.

Таким образом, в целях обеспечения экономической безопасности национального хозяйства, необходимо осуществление государственного регулирования экономических процессов, способных гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики.

В настоящее время разработаны и действуют документы, направленные на повышение экономической безопасности антимонопольного регулирования товарных рынков.

Ключевые нормативно-правовые акты, касающиеся данного направления, рассмотрим далее по тексту. Именно для развития конкуренции Правительством РФ было принято распоряжение от 28.12.

2012 N 2579-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».

  • Предметом плана мероприятий («дорожной карты») являются направления развития конкуренции, которые, с одной стороны, не охвачены иными «дорожными картами», разрабатываемыми в рамках национальной предпринимательской инициативы, а с другой стороны, имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции.
  • В «дорожной карте» устанавливается принцип развёртывания работы по развитию конкуренции, который предусматривает формирование перечня приоритетных отраслей и системных мероприятий на регулярной основе.
  • В рамках целей, поставленных «дорожной картой» разработан план мероприятий по реализации системных мер развития конкуренции в Российской Федерации, в который входит: включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах РФ, снижение доли государственного сектора в экономике, развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий, развитие конкуренции при осуществлении закупок, упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования, повышение уровня защиты прав потребителей, создание механизма реализации «дорожной карты» по развитию конкуренции.

ФАС России во многом остается ориентированной на показатели непосредственного, а не конечного результата — результата, выраженного в положительном вкладе в состояние конкуренции и развитие экономики, что, например, встречается в зарубежных антимонопольных ведомствах.

Так, одним из индикаторов достижения цели ведомства по защите и развитию конкуренции на товарных рынках является «доля крупных аэропортов, имеющих не менее 2 поставщиков отдельных видов услуг по наземному обслуживанию воздушных судов».

Наличие такого точечного показателя для отдельного рынка среди трех целевых индикаторов достижения цели защиты и развития конкуренции вызывает вопросы. Две из девяти целей ФАС России касаются сферы закупок (с 4 целевыми показателями), еще 2 цели касаются закупок в сфере ГОЗ и торгов.

При этом вопросами торгов и контрактной системы, в том числе развитием необходимой инфраструктуры, которая в значительной степени влияет на значение выбранных показателей, занимается также иное федеральное ведомство — Минэкономразвития России. Кроме того, 5 показателей связаны с популяризацией работы ведомства и их деятельности 9, с. 591.

Еще одним источником целевых индикаторов для ФАС России является государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г.

№ 316, привязывающая финансирование ФАС России как одного из соисполнителя к показателям результативности.

ФАС России является участником подпрограммы 1 «Формирование благоприятной инвестиционной среды», ответственным исполнителем которой выступает Минэкономразвития России.

Можно отметить положительную тенденцию увеличения случаев устранения нарушения антимонопольного законодательства до возбуждения антимонопольного дела или вынесения антимонопольным органом предупреждения. Органы власти г. Москвы во втором полугодии 2017 г. по 17 заявлениям устранили нарушения антимонопольного законодательства после получения соответствующих запросов Управления.

За второе полугодие 2017 г. Управлением выявлено 27 картельных сговоров, из которых 13 на рынке медицинских услуг, 3 на рынке ЖКХ. Основная доля взысканных Московским УФАС России штрафов приходится на нарушения по сговорам на торгах: 36,6 млн руб. за первое полугодие 2016 г. и 36 млн руб. за первое полугодие 2017 г.

Еще одним из направлений деятельности Московского УФАС России является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в условиях естественной монополии.

Управлением рассмотрено более десятка дел о неправомерности действий энергосбытовых (ПАО «Мосэнергосбыт») и сетевых организаций (ПАО «МОЭСК») при проверке системы учета электрической энергии абонентов, к которым, в том числе, относятся субъекты малого и среднего предпринимательства.

В рамках вышеуказанных проверок в случае выявления нарушения, установленного договором энергоснабжения и Основными положениями порядка учета электрической энергии потребителем, составляются акты, по результатам которых выставляются счета на суммы, значительно превышающие оплату за фактическое годовое потребление 5, с. 293.

Кроме того, в случае неоплаты стоимости неучтенного потребления возможно введение ограничения режима потребления электрической энергии.

В данных правоотношениях потребитель является слабой стороной в силу незнания законодательства в сфере электроэнергетики, чем и пользуются монополисты.

Контроль за рекламной деятельностью и пресечение недобросовестной конкуренции является не менее важным направлением деятельности Московского УФАС России.

Также наиболее частыми нарушениями Закона о рекламе Управление отмечает распространение рекламы, содержащей некорректное сравнение объекта рекламирования с другими товарами (п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе) или не соответствующие действительности сведения об объекте рекламирования (ч. 3 ст.

5 Закона о рекламе), рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации об объекте рекламирования (ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе).

Исходя из анализа возбужденных дел, отмечается, что основная их часть связана с рекламой табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигарной бумаги, зажигалок.

Под особое внимание антимонопольного органа подпадают также рекламные конструкции, поскольку существенная информации относительно того или иного продукта (например, кредитных ставок) размещена мелким, трудно читаемым шрифтом, который водители транспортных средств не воспринимают во время движения 6, с. 46

Для повышения экономической безопасности антимонопольного контроля товарных и финансовых рынков необходимо принятие комплекса мер, направленных на минимизацию и нейтрализацию негативных тенденций, которые препятствуют развитию товарных и финансовых рынков и снижают их экономическую безопасность, а также мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности вышеуказанных рынков 7, с. 34.

Антимонопольное законодательство и законодательство о конкуренции — одна из относительно новых и динамично развивающихся отраслей права, не только для России, но и на международном уровне.

Необходимо отметить тот факт, что совсем недавно были усовершенствованы мероприятия по регулированию конкурентной среды на рынке финансовых услуг.

Согласно перечня документов стратегического планирования, по которым ФАС России является ответственным соисполнителем, с указанием ожидаемых результатов деятельности, а также в целях реализации п.

76 Плана деятельности Федеральной антимонопольной службы на период 2016–2021 годы от 25.05.2016 г., 10 мая 2017 года был утвержден ФАС России совместно с Центральным банком Российской Федерации — План мероприятий («Дорожная карта») «Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг».

Таким образом, рынок финансовых услуг не нуждается во внедрении новых, усовершенствованных, более действенных методов регулирования конкуренции и определения эффективности предложенных методов.

Важно отметить, что на этапе совершенствования системных мероприятий по развитию конкурентной среды наиболее важными является — создание обучающих программ по антимонопольному регулированию и конкурентному праву.

Наиболее приемлемым для повышения экономической безопасности товарного рынка является план мероприятий по развитию конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг.

Реализация «дорожной карты» приведёт к повышению экономической безопасности антимонопольного контроля товарных рынков, к минимизации и нейтрализацию негативных тенденций, которые препятствуют развитию товарных рынков и снижают их экономическую безопасность, а также к повышению конкурентоспособности вышеуказанного рынка.

Конкуренция является основой рыночных отношений и развития экономики, так как обеспечивает доступ многих производителей и продавцов на различные товарные рынки 8, с. 58.

Покупатель получает возможность выбирать из множества предложений производителей и продавцов, идет своеобразная «борьба» за потребителя, в результате которой производители и продавцы стремятся удовлетворить спрос на определенные группы товаров (работ, услуг).

Отсутствие конкуренции ведет к завышению цен на определенные товары, возникновение дисбаланса между спросом и предложением товара, установлению монопольно высоких либо монопольно низких цен, снижению качества товара при сохранении цены на него.

Таким образом, в любом государстве на любой стадии развития экономики законодательство о конкуренции является необходимым условием для развития рыночных механизмов регулирования экономики и существования конкуренции на товарных рынках.

Результаты, которые мы получили в ходе нашего исследования, могут служить основой для разработки прогнозов и формирования перспективного развития товарного рынка, с учетом влияния на него различных факторов и угроз.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что проблема конкуренции и монополии на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных и злободневных для российской и мировой экономики.

Основные принципы разработанной «дорожной карты» могут применяться государственными органами законодательной и исполнительной власти для внедрения и обоснования программных мероприятий, которые будут направлены на повышение уровня экономической безопасности на товарном рынке. Таким образом, реализация предложенных теоретических и практических разработок позволит повысить экономическую безопасность товарного рынка, а также улучшить состояние конкурентной среды.

Литература:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *